«АвтоВАЗ» хочет увеличить свою долю в Белоруссии в 1,7 раза

«АвтоВАЗ» хочет увеличить свою долю в Белоруссии в 1,7 раза до 10% и не исключает организации здесь сборки Lada. Общий экспорт компании в 2016 г. может удвоиться

«АвтоВАЗ» собирается в 2015 г. довести свою долю на белорусском рынке, который «чрезвычайно важен» для компании, до 10%, заявил президент «АвтоВАЗа» Бу Андерссон (цитата из сообщения компании). В первом полугодии 2014 г., по данным «АвтоВАЗа», здесь было продано 802 автомобиля Lada, марка заняла 6% рынка. В 2013 г. выручка «АвтоВАЗа» от продажи 585 802 шт. автомобилей и сборочных машинокомплектов составила 153,7 млрд руб. (по МСФО), или в среднем около 260 000 руб. за единицу. Получается, выручка от поставок 800 автомобилей может составлять более 200 млн руб.

«Если база местных поставщиков будет конкурентной, то следующей целью станет 20% рынка Белоруссии», - сообщил Андерссон. Он также не исключил возможность организации сборки Lada в Белоруссии: «Если правительство республики разместит у нас существенный заказ и при этом поставит условием местную сборку, мы рассмотрим эту перспективу, но для начала мы должны такой заказ получить». Подробности неизвестны. Представитель правительства Белоруссии на вопросы «Ведомостей» не ответил. Источник, близкий к «АвтоВАЗу», говорит, что конкретных переговоров с правительством республики о возможной локализации Lada пока не было.

На своем основном, российском, рынке «АвтоВАЗ» собирается в 2016 г. занять 20%, напомнил Андерссон. По итогам семи месяцев 2014 г. доля Lada в России составила 15,7%, по данным Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ).

Белорусский рынок небольшой по сравнению с российским, но поставки сюда интересны в том числе из-за нулевых пошлин по правилам Таможенного союза, комментирует аналитик «ВТБ капитала» Владимир Беспалов. Рыночных предпосылок для глубокой локализации Lada в Белоруссии нет, можно обойтись сборкой, к тому же мощности обоих российских заводов группы «АвтоВАЗ» недозагружены, добавляет он. По его оценке, инвестиции в организацию крупноузловой сборки Lada в Белоруссии могут составить несколько миллионов долларов. Сейчас автомобили Lada помимо России собираются совместно с партнерами в Казахстане (в дальнейшем здесь планируется создать производство Lada полного цикла. - «Ведомости») и Египте, напоминает он.

По словам Андерссона, общий объем экспорта «АвтоВАЗа» в 2016 г. может удвоиться. По отношению к какому периоду - он не уточнил. В прошлом году за рубеж было поставлено 78 440 шт. автомобилей Lada. Крупнейший экспортный рынок - Казахстан: по данным «АвтоВАЗа», в первом полугодии 2014 г. здесь было продано 22 506 шт. Следом идут Украина (1576 шт.), Азербайджан (1319 шт.), Белоруссия (802 шт.), Киргизия (540 шт.). Ранее Андерссон говорил, что в 2014 г. общий экспорт Lada может сократиться почти на 30%. Если брать за базу прогнозируемый на 2014 г. объем, то удвоение экспорта Lada в 2016 г. вполне реально, считает Беспалов. Этому будет способствовать появление у «АвтоВАЗа» новых моделей и модификаций, поясняет он. Удвоение экспорта планируется достичь во многом благодаря новинкам Lada Xray и Xray Cross (см. врез), сказал представитель «АвтоВАЗа». Предприятию выгодно наращивать экспорт - это снижает его зависимость от основного, российского, рынка, продолжает Беспалов. Это особенно важно сейчас, когда продажи Lada в России падают быстрее, чем сокращается рынок, добавляет эксперт: в январе - июле 2014 г. они упали на 16,4% до 220 822 шт., а весь рынок уменьшился на 9,9% до 1,4 млн шт., по данным АЕБ.