Российские автопроизводители не интересуются созданием серийных беспилотных автомобилей

Субсидия Минпромторга на эти цели в размере 100 млн руб. пока осталась невостребованной
Eric Risberg/ AP

В минувшую пятницу Минпромторг должен был подвести итоги объявленного в сентябре конкурса на разработку серийных легковых автомобилей-беспилотников B-класса. Предлагалось разработать системы распознавания объектов движения и инфраструктуры, автоматизированные приводы управления основными функциями, программное обеспечение, в том числе для движения по заданному маршруту. Все это нужно было интегрировать в автомобиль B-класса и в 2016 г. предъявить первую партию беспилотников. В общей сложности, по расчетам Минпромторга, исполнитель (или исполнители - не более двух организаций, включая промышленного партнера) мог бы изготовить до 2020 г. инновационной продукции на 1,5 млрд руб. Само министерство в качестве помощи обещало выделить субсидию в 100 млн руб.

Пионер в создании автомобилей-беспилотников - интернет-гигант Google в мае представил действующий прототип двухместного электромобиля с автопилотом. У него нет ни руля, ни педалей, в двухместной кабине только кнопка начала/остановки движения и дисплей навигационной системы. В течение года компания собирается изготовить 200 машин-роботов (у которых пока сохранятся привычные органы управления - руль и педали) и продолжить на них тестирование технологии. Tesla Motors планирует с 2015 г. оснащать свой электромобиль Model S системой полуавтоматического управления (Autopilot), позволяющей двигаться по автомагистралям без участия водителя. Nissan год назад демонстрировал свою технологию на роботизированном Leaf, прокатив премьер-министра Японии Синдзо Абэ по улицам Токио. Volvo Cars проводит тестирование 100 роботизированных автомобилей на дорогах Гетеборга, отрабатывая ежедневное передвижение машин-роботов. Audi в октябре демонстрировала беспилотный прототип RS7, прошедший в гоночном режиме один круг по автодрому Хокенхайме с пустой кабиной.

Но ни одной заявки на конкурс так и не поступило, следует из материалов министерства.

Компании не успели провести все внутренние согласования, уверен близкий к Минпромторгу человек. В январе-феврале конкурс будет объявлен повторно, обещает он. Разработка беспилотных автомобилей - глобальный мировой тренд. Российскому автопрому нужно ему следовать, чтобы не снизить конкурентоспособность, а стране - не стать импортером таких машин. Ранее при поддержке министерства государственный институт НАМИ сделал беспилотник на базе Lada Kalina. Разработка серийной машины - следующий этап, объясняет собеседник «Ведомостей». По его словам, выбор B-сегмента связан с тем, что это один самых массовых сегментов рынка. В России больше всех таких автомобилей выпускает «АвтоВАЗ», а также контролирующий его альянс Renault-Nissan (у него также есть заводы в Москве и Санкт-Петербурге). От них прежде всего и ожидаются заявки, говорит собеседник «Ведомостей».

Представители «АвтоВАЗа» и Nissan на вопросы «Ведомостей» не ответили. У Renault есть глобальные разработки автомобилей-беспилотников, но по условиям конкурса Минпромторга требовалось проведение работ в России, объясняет представитель Renault.

Подобные проекты больше интересны глобальным корпорациям, российские же автозаводы сконцентрированы на повышении качества и обновлении «обычного» модельного ряда, чтобы выдержать растущую конкуренцию с иномарками. Поэтому конкурс Минпромторга не вызвал ажиотажа, считают исполнительный директор «Автостата» Сергей Удалов и гендиректор Auto-dealer.ru Олег Дацкив. При необходимости «АвтоВАЗу» выгоднее и быстрее будет воспользоваться разработками альянса Renault-Nissan, сам же альянс не станет проводить дублирующие разработки в России, замечает Дацкив. В целом, по его мнению, Россия безнадежно отстала в сегменте выпуска технологичной продукции в автопроме. Поэтому в отношении беспилотников лучше поступить так же, как ранее поступал советский (российский) автопром, - купить лицензию. Но главная проблема не в этом, подчеркивает Дацкив: использование беспилотников возможно при наличии дорожной разметки, дорожных знаков и четком исполнении правил дорожного движения. Но с учетом дорожных, природных и прочих особенностей России такие автомобили у нас не получат широкого распространения. В лучшем случае это будет нишевый продукт для больших городов, как, например, электромобили, думает Дацкив.