Затраты государства на платную дорогу Москва - Петербург могут вырасти

Частные инвестиции в строительство платной автодороги Москва - Санкт-Петербург окажутся ниже запланированного, зато затраты государства могут вырасти
Денис Абрамов/ Ведомости

Участок трассы М11 Москва - Санкт-Петербург будет построен на основе долгосрочного инвестиционного соглашения с долей частных инвестиций в 20-25%, сообщила представитель «Автодора» в ответ на запрос «Ведомостей». По ее словам, сейчас готовятся изменения в программу деятельности «Автодора», сумма финансирования уточняется.

Ранее «Автодор» оценивал стоимость строительства 90-километрового участка в Московской и Тверской областях в 68,7 млрд руб., в том числе 38,6 млрд, или 56%, - внебюджетное финансирование (данные из сентябрьской презентации госкомпании). Если стоимость останется приблизительно такой же, при доле частных инвестиций в 20-25% затраты государства на проект вырастут с 30,1 млрд руб. до 51,5-55 млрд. Разница между первоначальными планами по привлечению внебюджетных средств и новым объемом будет компенсирована за счет размещения облигаций «Автодора», говорит представитель госкомпании (см. врез). По ее словам, погашаться они будут за счет доходов от платы за проезд.

Изменится не только доля частного финансирования в проекте, но и объем рисков, которые берет на себя частник. Ранее предполагалось, что проект мог стать концессией с прямым сбором платы, как стартовый участок той же трассы с 15-го по 58-й км. То есть частный инвестор возмещал бы вложенное за счет сборов платы за проезд, принимая на себя риски трафика. «Но кому сейчас на рынке можно предлагать долгосрочный риск спроса?» - говорит сотрудник крупной инфраструктурной компании.

По долгосрочному инвестиционному соглашению компания, построив дорогу, получает от государства регулярные платежи, которые покрывают расходы на эксплуатацию и позволяют вернуть вложенное с заранее оговоренной доходностью. Правда, в аналогичных проектах «Автодора» частники вкладывали лишь 10-15% стоимости строительства, а не 20-25% (см. график).

Несмотря на значительную долю частных инвестиций и ограниченную возможность распределить риски, участников в таком проекте можно привлечь выгодными финансовыми условиями в абсолютном, цифровом выражении, замечает юрист Herbert Smith Freehills Яна Иванова. К тому же для участников рынка долгосрочные инвестиционные соглашения - более понятная форма реализации проекта с ясным механизмом возврата инвестиций, добавляет она.

А для государства главный плюс такой формы проекта - сжатые сроки, подчеркивает Иванова: нет риска затягивания переговоров, как это происходит в концессионных проектах. Трассу надо построить к чемпионату мира по футболу 2018 г. и времени на концессионный проект уже не остается, объяснял «Ведомостям» федеральный чиновник. Рассматривался даже вариант полного отказа от частных инвестиций, но основным он так и не стал, рассказывали два участника рынка и высокопоставленный федеральный чиновник.

Условия на рынке ухудшаются, но пока это не означает полного отказа от государственно-частных проектов - просто инвесторы будут все активнее перекладывать расходы на государство, считает сотрудник одной из компаний, участвующих в конкурсах «Автодора», главное, чтобы это не дискредитировало саму идею привлечения частных инвестиций в инфраструктуру.