Правительство напишет новую стратегию развития автопрома

Правительство продлит срок действия стратегии развития автопрома на 10 лет - до 2030 г. Это позволит понять, что власти собираются делать после окончания соглашений о промсборке
Денис Абрамов/ Ведомости

Рынок России в 2030 г.. 40-60%

на столько, по прогнозу «Автостата», могут вырасти продажи легковых автомобилей в России к 2030 г. и достигнуть 3,5-4 млн шт. в год

Премьер-министр Дмитрий Медведев поручил Минпромторгу, Минэкономразвития и Минфину совместно с участниками рынка подготовить новую редакцию стратегии развития автопрома и до 2 декабря следующего года внести документ в правительство. Это следует из протокола совещания, которое провел 2 декабря Медведев. Стратегия была принята в 2010 г. и последний раз актуализировалась в конце 2013 г. Новый вариант должен увеличить срок ее действия на 10 лет - до 2030 г., говорится в протоколе.

«Изменение стратегии было одной из основных просьб автопроизводителей помимо поддержки рынка. Хорошо, что власти нас услышали», - радуется сотрудник одного из российских автозаводов. Стратегия принималась в 2010 г. в условиях роста рынка, но с 2013 г. продажи машин падают, замечает он. Действующая редакция стратегии потеряла актуальность, соглашается представитель Минэкономразвития. Это не позволяет сформировать долгосрочные мероприятия господдержки и определить их ресурсное обеспечение, указывает он. Представители Минфина и Минпромторга на вопросы «Ведомостей» не ответили.

Самое главное - непонятно, что будет после 2020 г., когда закончатся льготы по соглашениям о работе в режиме промсборки. Это мешает долгосрочному планированию, подчеркивает сотрудник автозавода. Об этом же говорят исполнительный директор «Автостата» Сергей Удалов и старший менеджер автомобильной практики PwC Сергей Литвиненко. «Мы должны понимать, каким государство видит развитие индустрии в долгосрочном периоде», - соглашается представитель Ford Sollers. Представители «АвтоВАЗа» и группы ГАЗ не стали комментировать эту тему.

Соглашения о промсборке подписали все крупнейшие автопроизводители, получив льготы на ввоз автокомпонентов (вплоть до нулевой ставки) в обмен на обязательства по увеличению локализации (до 60%) и расширению мощностей (до 350 000 шт. в год). Компании выполняют условия. Но на фоне ослабления рубля и сокращающегося рынка некоторые участники рискуют не достичь требуемого уровня локализации. Это может быть экономически невыгодным, предупреждают Литвиненко и Удалов. Но если компании будут понимать, что государство продолжит поддерживать отрасль и после 2020 г., то скорее всего сокращать инвестиции не станут, думают они. Локализацию автомобилей простимулирует и поддержка автокомпонентной отрасли, уверены собеседники «Ведомостей». Обязательно нужно предусмотреть в стратегии и поддержку экспорта, добавляет сотрудник одного из автозаводов. Многое будет зависеть от рынка, но в текущей ситуации сказать, каким он будет в 2030 г., практически невозможно, замечает представитель Ford Sollers. Оценка пока не проводилась, говорит представитель Минэкономразвития.