Итоги года для автопроизводителей

Падающий с пугающей скоростью рынок, а затем - взрывной спрос. Таким запомнится 2014 г. автоконцернам и их дилерам
Денис Абрамов/ Ведомости

В этом году автопроизводители вновь ощутили непредсказуемость российского рынка: сначала падающий с пугающей скоростью рынок - а затем взрывной спрос. В 2009 г. продажи легковых машин и LCV рухнули наполовину, но с 2010 г. стали уверенно расти. Падение, начавшееся весной 2013 г., не такое глубокое, но затяжное. Его причина - замедление роста экономики, потом добавился украинский кризис и падение цен на нефть, напоминает исполнительный директор «Автостата» Сергей Удалов.

В начале года команда нового президента «АвтоВАЗа» Бу Андерссона занялась сокращением издержек. Завод попросил поставщиков снизить цены и увеличить отсрочку, начал сокращать производство. «АвтоВАЗ» первым объявил в 2014 г. о снижении численности. К концу года штат уменьшился на 20% до 52 000 человек. Штат на российских заводах снизили в 2014 г. и другие автоконцерны, но в основном компании переходили в режим простоя, сокращали число смен. Это нужно было, чтобы снизить запасы машин или не допустить затоваривания, комментируют управляющий партнер EURussia Partner Иван Бончев.

В начале 2014 г. у компаний была надежда на стабилизацию продаж: темпы падения продаж начали замедляться, в марте вышли в ноль, но затем падение продолжилось. За счет снижения издержек за девять месяцев «АвтоВАЗу» удалось сэкономить 7 млрд руб., говорит представитель компании. Но из-за того, что перестройка производства может достигать нескольких недель, «АвтоВАЗ» не смог в полной мере воспользоваться оживлением спроса, которое произошло осенью, благодаря программе утилизации. На автомобили Lada пришлось около 40% общих продаж по этим программам, но из-за дефицита некоторых комплектующих «АвтоВАЗу» даже пришлось приостанавливать выпуск автомобилей.

Программа поддержки была запущена в сжатые сроки (о ее старте с сентября было объявлено в конце августа): автокомпании по договоренности с чиновниками запустили собственные программы утилизации, предоставляя при покупке нового автомобиля скидку в 40 000-350 000 руб. (в зависимости от типа транспортного средства и схемы сдачи старой машины - в утиль или по trade-in). А государство пообещало автопроизводителям к концу года выплатить субсидии на 10 млрд руб. Эти программы оказались настолько популярными, что многие компании досрочно выбрали лимиты, оговоренные с Минпромторгом. В итоге правительство согласилось добавить в этом году еще 2,9 млрд руб. субсидий и пообещало продолжить поддержку в 2015 г.

Благодаря этой мере падение продаж легковых машин и LCV в России начало замедляться: минус 20,1% в сентябре, минус 9,9% в октябре, минус 1,1% в ноябре, гласят данные АЕБ. А затем произошли события, которые президент Renault и Nissan Карлос Гон (альянс контролирует группу «АвтоВАЗ», владеет заводами в Москве и Санкт-Петербурге) назвал «кровавой баней». На фоне резкого падения рубля люди ринулись в российские салоны автоконцернов, скупая все машины подряд.

Уменьшение продаж в 2013 г. заставило дилеров в этом году более вдумчиво планировать заказы, но именно небольшие стоки в дальнейшем подвели продавцов. «Мы старались оптимизировать количество автомобилей на складах и летом, когда продажи падали все сильнее, продавали автомобили с большими скидками, часто - с отрицательной рентабельностью», - рассказывает топ-менеджер одного из крупных автодилеров. Но когда с ноября продажи стали расти на фоне снижающегося рубля, мы, конечно же, отменили все скидки. Но автомобили все равно расходились как горячие пирожки. В результате уже в декабре у многих склады опустели, самые ходовые модели были в дефиците, рассказывает он.

Но дело было не только в желании россиян сохранить свои накопления - в Россию двинулись жители Казахстана и Белоруссии, которые могли купить автомобиль не только для себя, но и выгодно его перепродать, говорит топ-менеджер другой автодилерской компании: «Когда покупатель приходит за 10 Mitsubishi Pajero, становится понятно, что это не частная покупка». К таким клиентам дилеры относятся неоднозначно - с одной стороны, это не их долгосрочные клиенты, они не приедут на техобслуживание, получается выпадающий доход, объясняет один из продавцов автомобилей. «Но, с другой стороны, маржа в декабре была колоссальной, так что потери кажутся не самыми страшными, к тому же эти продажи позволили нам заплатить по кредитам и т. д.», - объясняет он.

Пользуясь случаем, дилеры увеличили ценники вплоть до нескольких десятков процентов, говорит другой дилер. Следом начали дружно поднимать отпускные цены и автопроизводители, некоторые из них приостановили прием новых заказов в России до разработки нового прайса или стабилизации курса рубля.

Бурное, но кратковременное оживление спроса не поможет рынку выйти в плюс по итогам 2014 г. Падение составит около 10%, прогнозирует Удалов. В следующем году продажи поддержит дальнейшее обновление автопарка и возможное возобновление госпрограммы автокредитования, но сокращение рынка это тоже не остановит, считает аналитик «ВТБ капитала» Владимир Беспалов. Если не произойдет позитивных изменений, рынок легковых машин упадет на треть до 1,5 млн шт. Если падение в 2015 г. будет на уровне 10-15%, то производство будет корректироваться в основном с помощью простоев, если выше - то есть вероятность дальнейшего снижения численности персонала на некоторых автозаводах, считает Беспалов. У крупнейших автоконцернов есть обязательства по увеличению локализации (вплоть до 60%), обесценивание рубля будет стимулировать этот процесс, добавляет он

Российский рынок уже покинула Seat, следом могут уйти и ряд других марок, думают Бончев и Удалов. Но это не коснется тех брендов, которые имеют в России заводы, уверены они: компании вложили в проекты миллиарды рублей и просто так от них не откажутся. К тому же рынок остается очень перспективным, добавляют эксперты: в России по-прежнему большой устаревший автомобильный парк и низкий уровень автомобилизации. В ближайшее время автопроизводители, скорее всего, ускорят поиск локальных поставщиков, чтобы снизить себестоимость и валютные риски, уверены Удалов и Бончев.