Убытки Renault в России растут

Девальвация и падение продаж в России принесли Renault миллионные убытки. При похожих условиях в Турции компания смогла заработать
Ключевое отличие Турции от России — машины, произведенные там, экспортируются в Европу/ Balint Porneczi/ Bloomberg

Вчера Renault опубликовала отчет за 2014 г. Выручка компании увеличилась на 0,3% до 41 млрд евро, а чистая прибыль утроилась - с 695 млн до почти 2 млрд евро. При этом убытки компании из-за изменения обменного курса валют составили 471 млн евро - прежде всего из-за девальвации рубля и аргентинского песо, говорится в отчете Renault. Сколько именно компания потеряла в каждой из стран, она не раскрывает. Зато она объявила, что убыток от участия в «АвтоВАЗе» за прошлый год вырос более чем в 5 раз (см. врез). При этом ослабление турецкой лиры, напротив, оказало положительное влияние на финансы компании, говорится в отчете без указания конкретных цифр.

Россия и Турция - третий и пятый по величине рынки для Renault. В этих странах компания продала в прошлом году 194 531 и 133 212 машин. Оба рынка упали - на 11 и 10%, но доля Renault на них выросла - на 0,3 п. п. до 7,9% в России и на 0,4 п. п. до 17,4% в Турции. Правда, российская валюта за год подешевела к евро на 55%, а турецкая лира - на 4,3%.

Ключевое отличие Турции от России - машины, произведенные там, экспортируются в Европу. Именно этим Renault и объясняет прибыль на местном рынке.

Экспорт автомобилей Renault, выпускаемых в России, невелик. По данным компании, в прошлом году она произвела 213 769 шт., а поставила в Белоруссию и Казахстан чуть более 12 000 шт. «Мы изучаем возможности развития экспорта за счет новых рынков, но это потребует определенного времени», - говорит представитель Renault.

Турция же крайне выгодна для создания экспортоориентированных производств - из-за удобной логистики, дешевой рабочей силы, близости крупных рынков сбыта, комментируют аналитик «ВТБ капитала» Владимир Беспалов и инвестдиректор SI Capital Partners Иван Бончев. Здесь собирают автомобили Ford, Toyota, Hyundai, Fiat и другие автоконцерны. На экспорт идет около двух третей, отмечает Беспалов. Доля затрат в местной валюте в структуре себестоимости, как правило, составляет 70%.

В России же пропорция обратная. А дороговизна и сложность логистики - главный сдерживающий фактор развития экспорта автомобилей из России, подчеркивает Беспалов. Кроме того, модели, выпускаемые в России, ориентированы на местный же рынок, говорит Бончев. Экспорт никто не развивал, напоминает гендиректор портала Autodealer.ru Олег Дацкив. Но этому есть простое объяснение. Рынки стран СНГ - мизерные, а те, что покрупнее, уже покрываются производством на месте или в соседних странах, объясняет Дацкив.

Наконец, экспорт автомобилей из России не выгоден по причине более высоких таможенных пошлин, добавляет сотрудник одного из автоконцернов. Об этой же проблеме в ноябрьском интервью «Ведомостям» говорил и президент группы ГАЗ Вадим Сорокин, объясняя, зачем компания наладила сборку своих LCV в Турции: «Оттуда мы можем поставлять автомобили в Западную Европу при ввозной таможенной пошлине в 10% вместо 22% в случае поставок из России». При локализации автомобили можно поставлять из Турции в страны еврозоны и вовсе беспошлинно, добавляет Беспалов.

Поэтому автоконцерны будут по-прежнему ориентироваться на местный рынок, развивая потихоньку экспорт в страны СНГ. В условиях же падения рынка производителям приходится оптимизировать производство, сокращать затраты и периодически приостанавливать работу своих предприятий, резюмируют Беспалов и Бончев. Об этом же вчера сказал и президент Renault Карлос Гон. Как передал его слова «Прайм», компания «сократит расходы и объем выпуска машин в России в краткосрочной перспективе из-за необходимости компании адаптироваться под текущие рыночные условия».