Вторичные продажи авто сокращаются медленнее, чем новые, но быстрее, чем ожидалось

Падение за I квартал составило 19,5%
Падение вторичного рынка ускоряется/ Е. Разумный/ Ведомости

Продажи подержанных легковых автомобилей в I квартале 2015 г. сократились на 19,5% до 1,1 млн шт., сообщило аналитическое агентство «Автостат» (в своих подсчетах опирается на данные о перерегистрации машин). Падение вторичного рынка ускоряется: в марте оно составило 24,3% против 22,5% месяцем ранее.

Ни одна из моделей автомобилей, вошедших в топ-25, не продемонстрировала положительную динамику: все ушли в минус, в диапазоне от 8,7% (Lada Priora) до 38,4% (Toyota Corolla), указывают аналитики «Автостата». Среди самых продаваемых марок в пятерке лидеров Chevrolet и Ford, падение которых на рынке новых автомобилей превысило 50% (см. график). Разница в активности сделок по этим маркам связана с тем, что цены на новые автомобили этих брендов значительно выросли в конце прошлого – начале этого года и спрос на них резко сократился, объясняет менеджер крупного дилерского холдинга. Тогда как на вторичном рынке их масса велика – в предыдущие годы автомобили этих брендов входили в топ-10 самых продаваемых.

Ускорение темпа снижения продаж на вторичном рынке в марте связано с ростом цен на подержанные автомобили в течение I квартала, часто до неоправданно высоких уровней, полагает руководитель автомобильной практики EY Андрей Томышев. Цены на вторичном рынке выросли вслед за новыми, в среднем на 20%, говорит менеджер крупного дилера. Это повлияло на стоимость «свежих» подержанных машин, которым новые могут стать альтернативой, объясняет Томышев. Также уменьшилась масса товара на рынке за счет сокращения желающих поменять автомобиль с пробегом на новый, добавляет дилер. Поэтому, по словам Томышева, владельцы некоторых марок откладывают продажу в ожидании роста цен на новые автомобили тех же марок и, как следствие, – подержанных. В России нет единого расчета остаточной стоимости автомобиля, а с учетом того, что 95% сделок проходят между частными лицами, цена назначается на глазок и разброс цен на одну и ту же модель доходит до 200 000 руб., сетует менеджер автодилера.

Еще одна причина снижения спроса, по мнению Томышева, – ожидание новой программы льготного автокредитования. Ставки по кредитам при покупке новых машин, попавших под действие программы, более выгодны, чем ставки по подержанным, объясняет он. Это могло повлиять на предпочтения потребителей, рассматривающих покупку в кредит, рассуждает эксперт.

Минпромторг запустил программы льготного автокредитования и автолизинга 1 апреля. По программе льготного автокредитования можно будет приобрести автомобили любого типа стоимостью до 1 млн руб., ставка кредита не должна превышать ключевую ставку ЦБ на 10 п. п., т. е. сейчас это не более 24%. Из бюджета банкам будет компенсировано 2/3 ключевой ставки. Так, кредит, выданный по договору с банком, за счет программы фактически для потребителя будет не дороже 14,68% годовых. По подсчетам Минпромторга, обе программы позволят продать примерно 216 000 автомобилей.

Программа обновления автопарка, действующая с начала года, также не смогла подогреть интерес покупателей. Она предполагает скидку от 40 000 до 350 000 руб. на покупку нового автомобиля в зависимости от типа транспортного средства и схемы сдачи старой машины – в утилизацию или по схеме trade-in. По данным Минпромторга, впервые с момента запуска программы обновления автопарка 1 сентября 2014 г. продажи через trade-in превысили 50% с 16 по 22 марта, когда всего было продано почти 7000 автомобилей. С 1 января 2015 г. продажи по программе составили около 40 000 машин, но долю продаж через trade-in ведомство не раскрывало.

В I квартале на сделки по этой схеме пришлось менее 2% от общих продаж подержанных машин, говорит Томышев из EY. Кроме того, на конец марта часть машин, поступивших дилерам по trade-in, находилась на складах и еще не была продана, добавляет эксперт.