Технологии автономного вождения станут массовыми к 2017 году

Этому поможет на удивление сильный интерес потребителей, говорится в исследовании BCG
АТС сулят огромные выгоды для общества, отмечают в BCG/ Patrick T. Fallon/ Bloomberg

Крупнейшие игроки автомобильной индустрии - Audi, BMW, Daimler, Tesla, General Motors, Nissan и Volvo - объявили или осуществляют пилотные программы, связанные с частично или полностью автономными средствами передвижения. К будущей реальности АТС готовятся поставщики - Bosch, Continental, Delphi Automotive, Mobileye, Valeo, Velodyne и Nvidia. Активность проявляют власти разных уровней, научные и общественные организации. Например, университет в Нидерландах планирует использовать такси без водителя для связи между кампусами к концу этого года. Эксперименты по внедрению роботов-такси проводятся в Британии и Сингапуре, разработкой аналогичного вида общественного транспорта занимается интернет-гигант Google. Эксперты BCG ожидают, что успешное внедрение робо-такси на рынок (они предлагают называть их термином «друглы» - производным от drone и Google) может стать экономически привлекательным и создать существенный прорыв во внедрении автономных автомобилей.

Более половины потребителей на развитых автомобильных рынках готовы доплатить за технологии автоматического вождения автомобилей или за полностью автономное транспортное средство (АТС), утверждают эксперты The Boston Consulting Group (BCG) в исследовании перспектив рынка автомобилей-роботов. Но производители автомобилей и поставщики компонентов должны инвестировать в НИОКР по $1 млрд каждый в течение следующего десятилетия, чтобы обеспечить дальнейшее развитие технологий, необходимых для запуска в коммерческое использование АТС, считают исследователи.

Опрос, проведенный BCG среди американских потребителей (1500 респондентов), показал, что около 55% предпочли бы в ближайшие пять лет купить автомобиль с частично автоматизированной системой управления, а 44% сказали, что приобрели бы полностью автономное транспортное средство. Более 50% респондентов сказали, что готовы платить как за каждую отдельную опцию, так и за полностью автономное средство передвижения. 24% опрошенных готовы платить более $4000 за каждую опцию, а 17% говорят, что могут заплатить более $5000 за полностью автономный автомобиль.

Транспортные средства с различной степенью автоматизированного управления - от автопилота езды по одной полосе шоссе до автоматического парковщика и автопилота для пробок - постепенно будут становиться доступными потребителям с середины 2015 г. - начала 2016 г. Технологии не выйдут на коммерческий уровень моментально, может пройти несколько лет, прежде чем автопроизводители смогут предложить такие опции по цене, которая будет как приемлемой для потребителя, так и выгодной для производителя. Внедрение полностью автономных автомобилей произойдет к 2025 г., когда накопленный опыт и снижение стоимости комплектующих сделают их выпуск экономически целесообразным, считают в BCG. Эти машины будут предложены потребителям по цене, примерно на $10 000 превышающей цену той же модели без опций автономного управления.

Проникновение АТС с опциями автономного управления к 2025 г. составит от 12-13% мировых продаж автомобилей, а рынок для этих опций - около $42 млрд (без учета стоимости автомобилей), с годовым объемом около 14,5 млн автомобилей, включая первые 600 000 полностью автономных транспортных средств, прогнозируют в BCG. К 2035 г. проникновение на рынок АТС может достигнуть 25% (12 млн полностью автономных и 18 млн частично автономных), а объем рынка составит примерно $77 млрд.

Потребители в Западной Европе и Японии быстрее других примут опции автономного управления, считают в BCG, основываясь на исторических показателях внедрения адаптивного круиз-контроля. Его проникновение на европейский и японский рынки составило примерно 11% за последние девять лет, что почти вдвое превысило долю проникновения на мировой рынок. Темпы внедрения активного круиз-контроля в США совпадали со среднемировыми (6%), а Китай и остальные рынки отставали, с долями 5 и 4% соответственно.

АТС сулят огромные выгоды для общества, отмечают в BCG. Машины-роботы могли бы спасти множество жизней (только в США в автомобильных авариях гибнет более 30 000 человек в год), уменьшить заторы, снизить потребление топлива, повысить пропускную способность дорог и сэкономить экономически активным гражданам сотни часов, тратящихся сейчас на дорогу до работы и обратно. Но для легализации АТС регуляторы должны проработать три ключевых вопроса: изменить правила дорожного движения (будет ли АТС выпущено на дорогу, если человек не несет за него хотя бы частичную ответственность), законы об ответственности (кто будет отвечать в случае аварии или неисправности, связанной с АТС) и выработать стандарты (какие нормы эффективности и процедуры проверки нужно установить, чтобы обеспечить безопасность и кибербезопасность АТС). Правительства и регуляторы некоторых стран - Японии, Южной Кореи, Китая и стран Западной Европы - уже рассматривают эти вопросы. "На передовой" по разработке нормативов находятся США, где в пяти штатах приняты законы, разрешающие применение АТС, а министерство транспорта собирается выработать положения о безопасной автоматизации транспортных средств в 2015-2019 гг.