Российский рынок грузовиков сократился на 62% в январе – апреле

Это позволило «Камазу» увеличить свою долю до 54%
Помимо господдержки «Камазу» помогает девальвация рубля/ М. Стулов/ Ведомости

Российский рынок тяжелых грузовиков (полной массой 14–40 т) за четыре месяца 2015 г. сократился на 62% до 9200 шт., сообщил во вторник «Камаз». Причем падение продаж усиливается. За первые три месяца рынок сократился на 58% до 7500 шт., говорит представитель «Камаза» Олег Афанасьев. Среди причин сокращения рынка – общее снижение экономики, рост ключевой ставки ЦБ в декабре 2014 г., ограничение доступа к финансированию, дефицит инфраструктурных проектов, «неопределенность экономической, политической ситуаций и бизнес-уверенности в стране вследствие обостренной геополитической обстановки и введения санкций в отношении России», отмечается в сообщении «Камаза».

Сама компания чувствует себя лучше рынка. Продажи «Камаза» по итогам четырех месяцев снизились на 49% до 5000 шт. Но это позволило увеличить долю на 13 п. п. до 54%. В апреле она и вовсе подскочила до 76%. Рост доли «Камаза» на российском рынке характерен для кризисных периодов, комментирует Афанасьев: «Наши грузовики дешевле, у нас самая широкая дилерская сеть в стране среди производителей тяжелых грузовиков». В кризисный 2009 год доля «Камаза» составила 55%, в отдельные месяцы доходила до 80%, замечает он.

22 и 29 мая на «Камазе» будет простой, а в июне, как и в апреле, завод перейдет на трехдневную рабочую неделю, говорит Афанасьев. В нерабочие дни и дни простоя персонал привлекается к временным работам на территории завода.

Падение рынка, скорее всего, начнет замедляться в июне-июле, прогнозирует Афанасьев. К этому времени рынок отыграет негативные последствия от девальвации рубля, повышения процентных ставок и всплеск продаж в декабре, перетянувший на себя спрос первых месяцев 2015 г., объясняет он. Плюс спрос поддерживают госпрограммы – обновления автомобильного парка (возобновилась в январе), льготного автолизинга (программа стартовала с апреля) и проч. «Заметного эффекта от госпрограмм мы пока не ощутили, но они в итоге должны сработать», – замечает один из дилеров «Камаза».

Помимо господдержки «Камазу» помогает девальвация рубля, из-за которой цены на иномарки выросли сильнее, плюс госзакупки, более стабильные, чем рынок в целом, комментирует аналитик «ВТБ капитала» Владимир Беспалов. По итогам 2015 г. в России может быть продано 42 000–51 000 тяжелых грузовиков (в 2014 г. – около 70 000 шт.), доля «Камаза» на рынке составит примерно 50%, говорит Афанасьев. «Это вполне реалистично», – замечает Беспалов.

В подготовке участвовал Денар Сулейманов