Минэкономразвития прорабатывает вопрос о беспошлинном экспорте автомобилей

Автоконцерны просят российское правительство снизить их таможенные расходы при поставках за рубеж
Производителям нужна помощь государства, чтобы начать экспорт автомобилей российской сборки/ Nissan

Минэкономразвития прорабатывает вопрос о беспошлинном экспорте автомобилей, произведенных в России, сообщил «Ведомостям» представитель министерства. Подробности он не раскрыл. Вывозных пошлин на автомобили в России нет, но этого самого по себе недостаточно для роста экспорта машин, который позволил бы компенсировать сокращение российского рынка, замечает партнер King & Spalding Илья Рачков.

Плохой рынок

С августа 2014 г. по август 2015 г. рубль подешевел к доллару на 44,4%, к евро – на 35,2%. Продажи автомобилей и LCV в России за период с августа 2014 г. по август 2015 г. упали на 23,4% по сравнению с таким же периодом годом ранее.

В январе – июле 2015 г. продажи легковых машин и LCV сократились на 35,3% до 913 181 шт. (данные АЕБ), а экспорт легковых машин вырос на 15% до 96 050 шт. (оценка «АСМ-холдинга»). Рост экспорта обеспечило резкое – в 2,6 раза – увеличение поставок в Белоруссию (куда товары из России можно поставлять беспошлинно): из-за резкого обесценения рубля для граждан Белоруссии и Казахстана покупать автомобили в России стало в какой-то момент очень выгодно. «Но Казахстан сейчас понемножечку отвалился, там курс тоже взлетел, Беларусь также насытилась – эти рынки не бездонные, – говорил в сентябре на форуме «Ведомостей» «Автоэволюция 2015» гендиректор агентства «Автостат» Сергей Целиков. – Поэтому нужен официальный экспорт, нужны меры поддержки этого направления». Экспорт в страны дальнего зарубежья снизился в этом году на 4% до 8050 шт.

Планы концернов

«В США и ЕС существуют программы по возмещению таможенных платежей на комплектующие, если эти комплектующие были установлены в автомобилях, отправленных на экспорт, – рассказывал «Ведомостям» в июле Тед Каннис, тогдашний президент Ford Sollers. – В России такой программы нет. Для нас, как и для других производителей, такая норма стала бы немедленным стимулом, чтобы развивать экспорт. Например, EcoSport и Fiesta седан не выпускаются в Западной Европе, и Россия могла бы производить их в том числе для Европы».

Компенсация экспортно-импортных пошлин была бы «наилучшей поддержкой экспорта» автомобилей из России, сказал вчера старший вице-президент Nissan по производству Колин Лоутер (его слова передал «Интерфакс»). «Мы платим пошлины на компоненты, которые ввозятся в Россию, и хотели бы получить некую скидку на экспортные пошлины», – объясняет он.

В России у Nissan есть завод в Санкт-Петербурге мощностью 100 000 автомобилей в год, из-за сокращения местного рынка он загружен на 40%, говорит Лоутер. Автомобили Nissan также выпускаются на российских мощностях Renault и «АвтоВАЗа».

Перспективы экспорта

В рамках соглашения о промсборке компания может завозить комплектующие по льготным тарифам. Для этого режима в основном установлены нулевые ввозные пошлины, для некоторых компонентов – 5%, напоминает представитель Минэкономразвития. «Экспертно мы исходим из того, что с учетом снижения себестоимости производства компаниям должно быть интересно интенсифицировать процесс локализации. Поэтому в целом, экспертно, мы не поддерживаем идею компенсации одного за счет другого», – прокомментировал он слова Лоутера. Если есть доказанная необходимость снизить действующую 5%-ную ставку на компоненты для промсборки, то министерство готово это рассматривать, добавляет собеседник «Ведомостей».

Если ввозные пошлины снизятся для отдельных компаний, то это может вызвать споры в ВТО, предупреждает Рачков. Экспортные субсидии также запрещены правилами ВТО, но это не мешает России издать соответствующий закон и применять его до признания нарушения, замечает он.

Россия поможет Европе

Заводы Nissan в Западной Европе (а именно в эти страны помимо СНГ японский автоконцерн хотел бы поставлять машины из России. – «Ведомости») полностью загружены, рассказывает председатель правления европейского подразделения концерна Nissan Пол Уилкокс. «Складывается уникальная ситуация: нам негде производить дополнительные объемы автомобилей, и завод в Санкт-Петербурге, а также наше производство на мощностях «АвтоВАЗа» такую возможность нам дают, – приводит его слова «Интерфакс». – Поэтому если мы найдем возможности для экспорта, то мы будем их использовать».

Производители в России могут льготно завозить комплектующие, если конечная продукция отправляется на экспорт. Но процедура получения этой льготы очень сложна, ее нужно упростить, говорил на «Автоэволюции 2015» гендиректор «Фуяо стекло рус» Ши Цзюнь: его компания потратила полгода, чтобы получить эту льготу, но так и не добилась успеха. Китайская Fuyao Glass Industry Group построила в России завод автомобильного стекла, собираясь экспортировать 2/3 его продукции.

Помощи в снижении таможенных расходов при экспорте автомобилей из России ждут и другие автоконцерны.

«Мы рассматриваем экспортные возможности как для компонентов двигателей, так и для автомобилей, – говорит представитель группы Volkswagen. – Чтобы сделать экспорт привлекательным, нужны механизмы поддержки, такие как зоны свободной торговли (об этом, к примеру, Россия договорилась с Вьетнамом. – «Ведомости») или специальные таможенные пошлины». Hyundai хотела бы получить поддержку в части снижения ввозных пошлин на автомобили в Египет и Ливан, сообщил представитель компании: «Сейчас для наших автомобилей они составляют 40 и 20% соответственно».

«АвтоВАЗ», по словам его представителя, «поддерживает планы российского правительства по поддержке экспорта автомобилей и активно участвует в разработке соответствующей дорожной карты». Основной экспортный рынок Lada – Казахстан, но компания хочет зайти или увеличить присутствие на других рынках, включая Европу. В этом «АвтоВАЗу» могут помочь дилерские сети альянса Renault-Nissan, говорил летом 2015 г. его президент Карлос Гон. Но конкретных решений пока нет, сказал он вчера на автосалоне во Франкфурте.

Среди обсуждаемых мер поддержки экспорта помимо помощи в снижении ввозных пошлин в других странах – компенсация части логистических расходов, затрат на сертификацию, адаптацию моделей для зарубежных рынков, расходов на выставочную деятельность, страхования инвесткредитов и проч., перечисляет сотрудник одного из автозаводов. А группа ГАЗ совместно с Росэксимбанком запустят за рубежом программу льготного автокредитования – по примеру той, что сейчас в России реализует Минпромторг. Сначала это будут Казахстан и Белоруссия, в которые можно поставлять машины из России беспошлинно, но потом к ним могут добавиться страны дальнего зарубежья. Интерес к проекту проявляют и другие компании, включая «Соллерс».