Дилер Ford пытается через суд изменить действующий дилерский договор

Одно из требований – не разрывать контракт по воле одного только дистрибутора
Группа компаний «Модус» пытается через суд оспорить изменения действующего дилерского соглашения с Ford Sollers/ Е. Егоров/ Ведомости

«Модус-юг» подал в Арбитражный суд Москвы иск к «Форд соллерс холдингу», следует из картотеки суда. Требования дилера – изменить условия дилерского договора, заключенного в 2010 г., сообщил представитель суда. Иск принят к производству, рассмотрение дела назначено на 16 марта.

«Модус» пытается через суд внести изменения в действующий до 2018 г. дилерский договор по автоцентру в Ставрополе, текущий документ ущемляет дилера, считает председатель совета директоров ГК «Модус» Алексей Лещенко. В частности, компания требует исключить два пункта договора – позволяющий дистрибутору расторгнуть соглашение в одностороннем порядке и запрещающий продавать продукцию других брендов (в этом центре находится и шоурум Mazda. – «Ведомости»), сказано в исковом заявлении (есть у «Ведомостей»). Первый противоречит принципам добросовестности и разумности, вторым Ford устанавливает искусственные ограничения, запрещая извлекать прибыль другим способом, поясняется там же.

Правила игры

В 2013 г. по рекомендации антимонопольной службы (ФАС) принят Кодекс поведения автопроизводителей, призванный урегулировать многочисленные конфликты между дилерами и автопроизводителями. Последние ограничивали срок действия некоторых договоров годом и могли расторгать их в одностороннем порядке, жаловалась в ФАС ассоциация «Российские автодилеры» («Роад»). Кодекс подписало большинство работающих в России автопроизводителей. Но в 2015 г. «Роад» опять обратилась в ФАС – права дилеров по-прежнему ущемляются. На экспертном совете ФАС в декабре представители АЕБ заявили, что готовы пересматривать дилерские договоры, если будут обращения от дилеров, уверяет Лещенко.

«Модус» обращался к «Форд соллерс холдингу», но тот отказался обсуждать любые изменения договора, сказал Лещенко, вместо этого под угрозой расторжения контракта дистрибутор потребовал увеличить площади шоурума, что невозможно. Текущий договор максимально учитывает интересы дилеров и соответствует Кодексу поведения Ассоциации европейского бизнеса (см. врез), который поддержан компанией, парирует представитель Ford Sollers, не предоставив комментариев по существу.

В рейтинге отраслевого журнала «Автобизнес ревю» в 2014 г. «Модус» занимал 23-е место по выручке среди российских дилеров (17,9 млрд руб.). В 2015 г. российские продажи Ford, согласно АЕБ, упали на 41% до 38 607 машин (рынок сократился на 35,7%); в январе 2016 г. они, напротив, выросли на 24,5% год к году, по данным компании.

Требования «Модуса» вряд ли будут удовлетворены, считает старший юрист адвокатского бюро А2 Екатерина Ильина: ни один из участников не был принужден к заключению такого договора, не попал в трудную ситуацию, т. е. действовал на свой страх и риск. Сейчас активно нарабатывается судебная практика в части свободы договора: если соглашение не противоречит закону, надо соблюдать его условия, поэтому в иске, вероятно, суд откажет, объясняет руководитель практики разрешения споров «Горизонт капитала» Василий Ицков.

Ицков не припомнит, чтобы дилеры через суд добивались изменения условий действующего дилерского контракта. Хотя в 2011 г. российское представительство Daimler «Мерседес-Бенц рус» направило своему дилеру – компании «Авилон» письмо, которым в одностороннем порядке объявило о прекращении действия дилерского соглашения. «Авилон» через суд признал недействительным расторжение договора без объяснения причины, исключил из него пункт о такой возможности в будущем.