Акционеры «АвтоВАЗа» ищут замену Бу Андерссону

Владельцы недовольны финансовыми результатами предприятия, ведут переговоры с потенциальными кандидатами
Бу Андерссон если и останется на «АвтоВАЗе», то с урезанными полномочиями/ Максим Блинов/ РИА Новости

Владелец блокирующего пакета «АвтоВАЗа» – госкорпорация «Ростех» ищет замену Андерссону, рассказали «Ведомостям» три человека, близких к автозаводу. Возглавить компанию предлагали гендиректору «Камаза» Сергею Когогину. Но тот отказался, добавляют они. С кем еще велись или ведутся переговоры, они не знают.

Сменить Андерссона хочет не только «Ростех», но и Renault-Nissan (владеет контрольным пакетом акций завода), утверждает один из собеседников «Ведомостей». Альянс недоволен работой Андерссона, добавляет другой собеседник. По его словам, основная причина недовольства – плохие финансовые результаты завода.

Андерссон приступил к работе на «АвтоВАЗе» в начале 2014 г., с ним подписан трехлетний контракт. Никто из собеседников «Ведомостей» не говорит, возможно ли досрочное увольнение топ-менеджера. «Определенные решения будут приняты», – обещает лишь один из них. Может произойти как досрочная отставка, так и назначение в пару Андерссону человека, который возьмет на себя все оперативное управление компанией, добавляет он.

Есть ли парашют?

Получит ли Андерссон право на «золотой парашют» в случае досрочной отставки, не известно. Как правило, размер компенсации при досрочном расторжении контракта составляет 6–12 окладов, отмечает Шамилов. Андерссон говорил, что получает $50 000 в месяц в рублевом эквиваленте.

Ближайший совет директоров «АвтоВАЗа» должен состояться в марте, но дата пока не утверждена. Повестки заседания тоже еще нет, сообщают три источника «Ведомостей».

Тот факт, что акционеры уже сейчас ищут кандидата, вовсе не говорит о возможности досрочной отставки действующего президента «АвтоВАЗа», отмечает председатель совета директоров TopContact Артур Шамилов: поиск топ-менеджера такого уровня занимает 6–9 месяцев.

Представители «Ростеха» и «АвтоВАЗа» от комментариев отказались, представитель альянса Renault-Nissan на вопросы «Ведомостей» не ответил.

Гендиректор «Ростеха» Сергей Чемезов еще осенью 2015 г. раскритиковал Андерссона за его методы оптимизации штата. «Народ выгнали на улицу, – цитировал его слова ТАСС. – Эта практика, наверное, европейская, мы считаем, что этого делать нельзя, надо вести себя гибче». В 2014 г. численность в рамках антикризисного плана компании сократилась почти на 20%, в 2015 г. – еще примерно на 15% до 44 500 человек. Но тогда Чемезов говорил, что «вопрос о смене генерального директора «АвтоВАЗа» пока не стоит, но какую-то воспитательную работу надо провести».

Президент Renault-Nissan Карлос Гон, который и выдвинул кандидатуру Андерссона, не раз заверял, что его работой альянс доволен. Он «неожиданно» оказался в ситуации, когда рынок «сократился наполовину». «Люди не понимают, насколько это жестокий шок для «АвтоВАЗа», – говорил он в январе.

Среди задач, поставленных перед Андерссоном, – вывод на рынок новых моделей, получение компанией 20%-ной доли на рынке, выход на положительный денежный поток. И если новинки были выведены (ключевые – Lada Vesta и Lada Xray), а доля приблизилась к нужному показателю (почти 18% по итогам 2015 г.), то с финансами у компании большие проблемы. Чистый убыток «АвтоВАЗа» в 2015 г. увеличился почти втрое до 73,9 млрд руб., чистый долг – почти на 50% до 88,8 млрд руб., у компании отрицательный свободный денежный поток (минус 27,9 млрд руб.). Главными причинами роста убытка компания называет удорожание комплектующих на фоне девальвации рубля и падение спроса. В 2015 г. российские продажи автомобилей Lada упали на 31% на фоне общего сокращения рынка на 36%.

Среди других поводов для недовольства Андерссоном со стороны альянса может быть сокращение числа задействованных специалистов от альянса и повышение расценок на контрактную сборку (группа выпускает автомобили Renault, Nissan, Datsun, а также узлы и компоненты), полагает человек, близкий к «АвтоВАЗу». Один из поставщиков предприятия, напротив, считает, что с приходом Андерссона влияние альянса усилилось: приоритет в закупках получили глобальные поставщики Renault-Nissan.

При текущем рынке никто – ни Андерссон, ни другой президент компании – не смог бы вывести «АвтоВАЗ» в прибыль, уверен один из контрагентов завода. Падение спроса оказалось затяжным, что сильно усложнило задачу, соглашается человек, близкий к «АвтоВАЗу». Но Андерссону не удалось сформировать эффективную команду, способную минимизировать потери. Местным кадрам он предпочитает привлеченных менеджеров, но и они далеко не все могут ужиться с авторитарным стилем управления Андерссона, поясняет он.