В Приморье хотят выпускать китайские грузовики FAW

На первом этапе машины будут продаваться на Дальнем Востоке, затем – по всей России
В Приморье хотят выпускать китайские грузовики FAW/ Е. Разумный / Ведомости

Группа компаний «Сумотори» (специализируется на торговле и обслуживании легковых и коммерческих автомобилей) и автоконцерн First Automotive Works (FAW, Китай) организуют выпуск грузовиков китайского бренда в Приморье, сообщила в среду администрация края. Соглашение об этом планируется подписать на втором Восточном экономическом форуме, который пройдет в сентябре.

«Развитие пойдет в три этапа. Первый уже начат: два месяца назад создано совместное предприятие (СП), и первые автомобили поступят во Владивосток уже в сентябре. Второй этап, к которому мы приступим в начале следующего года, – поставка отдельно шасси и надстройки для грузовых автомобилей», – говорит руководитель ГК «Сумотори» Виталий Веркеенко (его слова приводит администрация Приморского края в сообщении). Третий этап, по его словам, предусматривает увеличение локализации, сборку крупных узлов автомобилей, создание нового завода. Сроки и инвестиции не уточняются.

По данным «СПАРК-Интерфакса», в июне 2016 г. в Приморье было зарегистрировано ООО «Производственная компания «ЮБО-Сумотори» с основным видом деятельности «производство грузовых автомобилей», где у группы «Сумотори» (через компанию «ТХ Сумотори») 49%, а долей в 51% владеет Ли Янь.

По словам главного управляющего по вопросам импорта-экспорта FAW Ван Чжицзяня (его цитирует администрация края), компания намерена приложить все усилия, чтобы сделать проект успешным: «Россия – наш надежный стратегический рынок».

В 2015 г. в России было продано 230 грузовиков FAW – в 2,5 раза меньше, чем в 2014-м, по данным «Автостата». В лучшие времена продажи грузовиков этой марки доходили до 1200 шт. (в 2008 г.). На продажах в последние годы сказалось общее сокращение рынка, слабый рубль и ужесточение контроля над соблюдением экологических параметров при ввозе грузовиков из Китая, замечает исполнительный директор «Автостата» Сергей Удалов.

Продавать грузовики, по словам Веркеенко, планируется сначала на Дальнем Востоке, потом в других регионах. Так легче конкурировать с «Камазом», считает аналитик «ВТБ капитала» Владимир Беспалов. По его оценке, на первых этапах вложения в проект могут составить несколько миллионов долларов, а в случае расширения сбыта и создания полноценного завода – от нескольких десятков до нескольких сотен миллионов долларов. Это решение будет зависеть от того, какой будет господдержка после завершения действия соглашений о промсборке, уточняет он. По словам Веркеенко, СП рассчитывает получить статус резидента свободного порта Владивосток. Этот режим распространяется на 15 муниципалитетов Приморского края, ключевые порты юга Дальнего Востока, международный аэропорт Владивосток и дает льготы по налогам, ускоренную процедуру возврата НДС, режим свободной таможенной зоны для резидентов и проч., указано на сайте Фонда развития Дальнего Востока и Байкальского региона.

Возможно, партнеры также попросят о включении продукции в госпрограмму субсидирования железнодорожных перевозок машин, выпускаемых на Дальнем Востоке, в центральные регионы России, рассуждают Удалов и Беспалов. Представитель Минпромторга не стал это комментировать, представитель Минэкономразвития на вопросы не ответил.

Кроме возможности получения льгот проекту поможет близость к Китаю, замечает Удалов. Плюс рынок грузовиков в этом году в отличие от рынка легковых машин начал расти (см. график). Сейчас на Дальнем Востоке выпускаются легковые автомобили Mazda – на мощностях СП «Мазда-Соллерс». Ранее во Владивостоке также собирались кроссоверы SsangYong и внедорожник Toyota Land Cruiser Prado, но в 2015 г. из-за экономической ситуации их выпуск был остановлен.