Статья опубликована в № 4235 от 29.12.2016 под заголовком: Автозаводам не хватило спроса

Российский автопром отработал под низкой загрузкой

Не помогли ни локализация производства, ни попытки нарастить экспорт
Прослушать этот материал
Идет загрузка. Подождите, пожалуйста
Поставить на паузу
Продолжить прослушивание

Суммарная мощность российских автозаводов составляет более 3 млн автомобилей в год. Но загружены они были, по данным Минпромторга, в среднем лишь на 40%. На полную мощность работал только один завод – петербургский «Хендэ мотор мануфактуринг рус». Загрузить заводы мешает затяжное падение рынка: по сравнению с рекордным 2012 годом он просел вдвое. В 2015 г. производство снизилось на 27% до 1,38 млн машин разных категорий – от легковых до грузовиков и автобусов. В этом году производство может остаться на этом же уровне, прогнозирует консалтинговое агентство «АСМ-холдинг».

Низкий спрос не привел к остановке производств, как это было в 2015 г. Тогда, например, General Motors фактически ушла из России. Заводы сокращали штат, количество рабочих дней и смен. «АвтоВАЗ», к примеру, дважды на полгода вводил четырехдневную рабочую неделю.

В минусе только легковушки

В 2016 г. в России производство легковых автомобилей снизится на 9,6% до 1,1 млн шт. Производство коммерческого транспорта, наоборот, вырастет: грузовых автомобилей – на 6,5% до 134 040, легких коммерческих автомобилей – на 3,8% до 112 752, автобусов – на 9,8% до 40 152 шт., прогнозирует «АСМ-холдинг».

Ситуация в текущем году была не такая драматическая, как в прошлом, из-за наметившейся стабилизации рынка: весной начался рост продаж грузовиков, а в ноябре впервые за два года вырос и рынок легковых автомобилей и LCV, гласят данные АЕБ. Но все было бы гораздо хуже, если бы не продолжившаяся в 2016 г. господдержка, замечает исполнительный директор «Автостата» Сергей Удалов. На различные программы стимулирования спроса правительство выделило более 50 млрд руб.

Заводы старались улучшить свою экономику и загрузку за счет повышения локализации машин, продолжает Удалов. Это снижает валютные риски и позволяет пользоваться положительным эффектом от девальвации рубля при экспорте, поясняет он. Для поддержки экспорта правительство начало субсидировать часть логистических расходов, затрат на адаптацию и сертификацию продукции автопрома для зарубежных рынков. Но эта программа была утверждена лишь во второй половине года и полноценно не успела заработать. Плюс ко всему российских производителей подкосил Казахстан, основной экспортный рынок: на фоне и без того низкого спроса в этой стране в начале 2016 г. здесь был введен утилизационный сбор на ввозимые автомобили. В итоге экспорт, например, «АвтоВАЗа» в 2016 г. упал на треть. Чтобы сохранить цены на приемлемом для казахстанского рынка уровне, автозаводы решили вместо поставок готовых машин переключиться на машинокомплекты (на них сбор не распространяется) с последующей сборкой автомобилей. Впрочем, спрос на автомобили в СНГ по-прежнему невысокий, больше перспектив у поставок в страны дальнего зарубежья, замечает Удалов. Автоконцерны также развивают экспорт узлов и компонентов. Например, Renault начала в 2016 г. поставки сваренных и окрашенных кузовов Logan, которые выпускает «АвтоВАЗ», в Алжир.

В 2017 г. государство продолжит поддержку автомобильного рынка, обещая выделить около 55 млрд руб. Будет продолжена и поддержка экспорта. При этом условии автопроизводители ожидают стабилизации рынка или роста до 5%. Такой же прогноз у Удалова. В дальнейшем рынок и производство продолжат расти, говорит эксперт.

Пока никто не прокомментировал этот материал. Вы можете стать первым и начать дискуссию.
Комментировать