Российский автопром отработал под низкой загрузкой

Не помогли ни локализация производства, ни попытки нарастить экспорт
Весь уходящий год автозаводы были загружены лишь на 40% мощности/ Сергей Портер / Ведомости

Суммарная мощность российских автозаводов составляет более 3 млн автомобилей в год. Но загружены они были, по данным Минпромторга, в среднем лишь на 40%. На полную мощность работал только один завод – петербургский «Хендэ мотор мануфактуринг рус». Загрузить заводы мешает затяжное падение рынка: по сравнению с рекордным 2012 годом он просел вдвое. В 2015 г. производство снизилось на 27% до 1,38 млн машин разных категорий – от легковых до грузовиков и автобусов. В этом году производство может остаться на этом же уровне, прогнозирует консалтинговое агентство «АСМ-холдинг».

Низкий спрос не привел к остановке производств, как это было в 2015 г. Тогда, например, General Motors фактически ушла из России. Заводы сокращали штат, количество рабочих дней и смен. «АвтоВАЗ», к примеру, дважды на полгода вводил четырехдневную рабочую неделю.

В минусе только легковушки

В 2016 г. в России производство легковых автомобилей снизится на 9,6% до 1,1 млн шт. Производство коммерческого транспорта, наоборот, вырастет: грузовых автомобилей – на 6,5% до 134 040, легких коммерческих автомобилей – на 3,8% до 112 752, автобусов – на 9,8% до 40 152 шт., прогнозирует «АСМ-холдинг».

Ситуация в текущем году была не такая драматическая, как в прошлом, из-за наметившейся стабилизации рынка: весной начался рост продаж грузовиков, а в ноябре впервые за два года вырос и рынок легковых автомобилей и LCV, гласят данные АЕБ. Но все было бы гораздо хуже, если бы не продолжившаяся в 2016 г. господдержка, замечает исполнительный директор «Автостата» Сергей Удалов. На различные программы стимулирования спроса правительство выделило более 50 млрд руб.

Заводы старались улучшить свою экономику и загрузку за счет повышения локализации машин, продолжает Удалов. Это снижает валютные риски и позволяет пользоваться положительным эффектом от девальвации рубля при экспорте, поясняет он. Для поддержки экспорта правительство начало субсидировать часть логистических расходов, затрат на адаптацию и сертификацию продукции автопрома для зарубежных рынков. Но эта программа была утверждена лишь во второй половине года и полноценно не успела заработать. Плюс ко всему российских производителей подкосил Казахстан, основной экспортный рынок: на фоне и без того низкого спроса в этой стране в начале 2016 г. здесь был введен утилизационный сбор на ввозимые автомобили. В итоге экспорт, например, «АвтоВАЗа» в 2016 г. упал на треть. Чтобы сохранить цены на приемлемом для казахстанского рынка уровне, автозаводы решили вместо поставок готовых машин переключиться на машинокомплекты (на них сбор не распространяется) с последующей сборкой автомобилей. Впрочем, спрос на автомобили в СНГ по-прежнему невысокий, больше перспектив у поставок в страны дальнего зарубежья, замечает Удалов. Автоконцерны также развивают экспорт узлов и компонентов. Например, Renault начала в 2016 г. поставки сваренных и окрашенных кузовов Logan, которые выпускает «АвтоВАЗ», в Алжир.

В 2017 г. государство продолжит поддержку автомобильного рынка, обещая выделить около 55 млрд руб. Будет продолжена и поддержка экспорта. При этом условии автопроизводители ожидают стабилизации рынка или роста до 5%. Такой же прогноз у Удалова. В дальнейшем рынок и производство продолжат расти, говорит эксперт.