Концерт для мотора с оркестром
Союз машин Porsche и аудиосистем Burmester гармоничен, но преимущества технологии объемного звука Auro-3D пока неочевидныЗа обедом мы говорим о том, почему немецкий театр сегодня лучший в мире. И живущий в Берлине начальник отдела автомобильного маркетинга Burmester Фабиан Бенедикс рад это слышать, тем более – от иностранца. А с редактором «Авторевю» Леонидом Головановым мы спорим, где в Москве лучшая акустика – в Большом театре или в Большом зале Консерватории. Об автомобилях, кажется, ни слова. Ну, почти. А ведь мы приехали сюда на Porsche – Panamera второго поколения в кузове универсал и совсем новом Cayenne. И на них же вернемся в аэропорт Брюсселя, махнувшись машинами. Место действия – бельгийский городок Мол, студия звукозаписи Galaxy, родина технологии Auro-3D, системы иммерсивного звука.
Так что всё в нашей застольной беседе логично: иммерсивность – это же про современный театр. Когда ты не смотришь на сцену, а вовлечен в действие. Главная идея Auro – в том же самом: чтобы слушатель оказался внутри звука. Видели бы вы изобретателя этой технологии Вилфрида Ван Бэлена! Он сам – воплощенная иммерсивность. Половина технических деталей, которые он объясняет, мне непонятна, но через пять минут я уже чувствую себя фанатом Auro-3D, хотя, стыдно признаться, на слух вряд ли отличу ее от привычного по современным кинотеатрам и домашним системам Dolby Surround. Если совсем просто, отличие в том, что Auro-3D – расширенный формат, который учитывает распространение звука не только по горизонтали (как 5.1 surround sound), но по всему объему помещения, будь то кинотеатр, комната или автомобиль. То есть тут больше каналов, больше динамиков, но если вы не музыкант и не аудиофил, уловить разницу в звучании, аккуратно скажем, довольно сложно.
Ах так? Тогда вот она, магия. Улыбаясь как Чеширский кот, Вилфрид дает мне наушники, включает обычную стереозапись, а потом активирует разработанное им приложение в смартфоне – и я слышу совершенно другой, действительно гораздо более объемный звук. Перед этим журналистам демонстрировали еще один фокус – превращение в объемный звук монозаписи, но это все же как-то умопостигаемо, потому что мы сидим в студии и вокруг много динамиков. А в наушниках их по-прежнему всего два. Как так? Ван Бэлен начинает объяснять, что специально изучал, как мы воспринимаем звук вокруг собственной головы. «Почеши в затылке, – предлагает он, – Слышишь? А теперь лоб». Я послушно чешу затылок и лоб, хм, звук действительно разный, но понимания это не прибавляет. С другой стороны, я пользуюсь кучей вещей, не представляя, как именно они работают, и это в общем-то не вызывает у меня затруднений.
Пора объяснить, почему мы все тут оказались: причина визита в студию Galaxy – основанная на технологии Auro-3D новая аудиосистема Burmester, которой опционально будут оснащать Porsche. Не только международная пресса, но и инженеры сотрудничающих с 2009 г. компаний из Штутгарта и Берлина в Моле впервые. И тоже впечатлены Galaxy – «самой тихой студией звукозаписи в мире». Когда Ван Бэлен прерывает свой экспрессивный монолог и предлагает гостям замереть и затаить дыхание, в самом деле исчезают все звуки. А когда выходишь из студии в холл, тебя словно окатывает звуковым прибоем: простая тишина по контрасту кажется слишком громкой.
Ну еще бы: например, окна между залом, где играют музыканты, и комнатами с многочисленными микшерскими пультами – двойные, отстоят друг от друга на метр, а толщина самого стекла 20 см. В подвале под полом студии Galaxy – рессоры, это тоже элемент сложной системы звукопоглощения. Да у вас тут просто Industrial Sound and Magic, говорю я Ван Бэлену, и на его лице снова появляется чеширская улыбка, потому что сравнение со знаменитой компанией Джорджа Лускаса Industial Light and Magic не столько лестно, сколько уместно: первым фильмом со звуком Auro 11.1 был вышедший в 2012 г. боевик «Красные хвосты» студии Lucasfilm. Среди последовавших за ним релизов – не только голливудские блокбастеры в диапазоне от «Трансформеров: Эра истребления», новых серий «Человека-паука» и «Неудержимых-3» до «Американского снайпера» Клинта Иствуда, но и китайская «Великая стена», и наши «Сталинград» и ремейк «Экипажа». В общем, совсем не удивительно, что место, где мы находимся, уже получило неофициальное название Молливуд.
Неудивительно и то, что компании Ван Бэлена и Дитера Бурместера сделали совместный продукт. Ведь их основатели – музыканты и энтузиасты, создавшие свой звук, потому что их перестал устраивать чужой. Увы, Бурместер нового звука уже не услышит, он умер в 2015 г. Но судя по тому, как представляют новую аудиосистему маркетологи Burmester, компания, которую с января 2017 г. возглавляет Андреас Хенке, верна принципам своего основателя, говорившего, что когда включаешь хорошую аппаратуру и закрываешь глаза, о технике больше не думаешь. Вот и Бенедикс предпочитает рассказывать о Burmester не как о технологии класса high-end, а как об искусстве. Конечно, он не забывает упомянуть про 21 динамик общей мощностью 1455 ватт, которые, тем не менее, не добавили автомобилю лишний вес. И предлагает повертеть в руках все компоненты новой аудиосистемы. Но ключевые слова на презентации – «эмоциональность», «естественность».
Не потому ли тут нет, например, многоканального эквалайзера? Вы пришли в концертный зал, в котором уже все детально продумано, что тут еще настраивать. Частотных настроек всего две – bass и tremble, остальное инженеры посчитали баловством. Зато в режиме Surround можно выбрать глубину погружения: вам в какой ряд партера? И что будем слушать? Вот это принципиальный вопрос.
Хотите техно, поп или рок? Да, у нас есть супермощный сабвуфер, но вообще это не комильфо. Может, лучше что-нибудь оркестровое? Послушайте, как отдельно и чисто звучат струнные, духовые и прочие группы инструментов: акустика Burmester создана для сложносочиненной музыки, эстрадный репертуар в ее исполнении кажется бедным, ущербным.
Но такое же впечатление произвела на меня и акустика Bowers & Wilkins в новом Volvo S90 (да, кивает Фабиан, это достойный конкурент). А ведь там нет Auro-3D (и есть многоканальный эквалайзер). То есть никакой принципиальной разницы я не слышу. Но ладно я со своими не слишком избалованными ушами: не услышал ее и Голованов, а он-то настоящий аудиофил, у которого дома две разные музыкальные системы, потому что, понимаете, «The Dark Side of the Moon» лучше звучит на одной, а последний альбом тех же Pink Floyd «The Endless River» – на другой.
Иначе говоря, главное отличие Burmester от Bowers & Wilkins все-таки в том, в каких автомобилях они установлены. Panamera, на которой я ехал из Брюсселя в Мол, была гибридной, и пока машина неспешно плыла на электрической тяге, пасторальные пейзажи осенней Бельгии озвучивались только барочной музыкой (ах эти хрустальные переливы клавесина!) Но как только я посильнее нажал на газ, к оркестру подключился лучший музыкальный инструмент, который можно услышать в Porsche, – мотор.
Ну что ж, друзья, прекрасен ваш союз!
Когда я говорю одному из инженеров Burmester, что впечатление на меня произвела не столько сама аудиосистема, сколько то, как ее звучание сочетается (точнее, филигранно разделено) с настроенным звуком выхлопа, мой собеседник счастлив: ура, значит, все удалось, потому что именно этого мы и добивались.
Про то, как Porsche сочетается с дорогой, нового по пути из Брюсселя в Мол и обратно мы не узнали. Ехали спокойно, слушали музыку, смотрели направо – там листья на деревьях красные и желтые, смотрели налево – а там еще зеленые. Но на одном из перекрестков, когда в Porsche разом затихли и музыка, и обездвиженный старт-стопом мотор, а потом включился трек, словно бы написанный именно для этого момента, водитель и пассажир посмотрели друг на друга и одновременно спросили:
«Тоже чувствуешь себя в кино?»