PwC улучшила прогноз продаж легковых автомобилей в России

Господдержка сократилась, но спрос подстегнет планируемое повышение НДС
Автомобили выезжают на НДС/ Андрей Гордеев / Ведомости

В 2018 г. российский рынок легковых автомобилей в базовом сценарии вырастет на 12% до 1,65 млн шт., в оптимистическом – на 14% до 1,68 млн машин. Такой прогноз содержится в отчете PwC. Консалтинговая компания улучшила оценку: в начале года она прогнозировала рост на 11% (тогда был указан только базовый сценарий).

Стимулы для роста

В прошлом году российский автомобильный рынок вернулся к росту после четырехлетнего падения. По итогам первого полугодия 2018 г. продажи выросли на 19% до 790 000 легковых машин. Вплоть до весны 2018 г. государство стимулировало спрос за счет субсидирования скидок при покупке новых автомобилей по разным программам.

Основные выделенные средства закончились, власти продолжили финансировать только локальную программу для машин, продаваемых на Дальнем Востоке. В перспективе при необходимости власти могут вернуть общероссийские программы – механизм программ льготного автокредитования и лизинга сохранен до 2020 г. Но дополнительные деньги на эти инструменты пока не выделялись.

По мнению PwC, помимо сокращения господдержки замедлить рост рынка во второй половине 2018 г. и далее могут несколько причин. Во-первых, по мнению PwC, это ослабление рубля. Как правило, в такие моменты автоконцерны повышают цены. Во-вторых, как говорится в отчете компании, могут вырасти ставки утилизационного сбора на автомобили. Власти пока не анонсировали новую индексацию, но такой риск есть, поясняет сотрудник одного из автоконцернов. В-третьих, отмена льгот на ввозные пошлины по соглашениям о промсборке. Россия по условиям вступления в ВТО должна была выравнять тарифы еще летом, но сделать это помешали другие страны Евразийского экономического союза. Наконец, в-четвертых, государство может ужесточить требования к потенциальным участникам специальных инвестиционных контрактов. Минпромторг хочет сделать их заменой соглашениям о промсборке (срок их действия истекает в 2019–2020 гг.) с обязательством дальнейшего повышения локализации машин в обмен на допуск к мерам господдержки.

Тем не менее к концу года PwC ожидает всплеска спроса на автомобили из-за планируемого увеличения НДС с нового года – с 18 до 20%. Об этом стало известно летом.

Улучшила прогноз по российскому рынку в 2018 г. и консалтинговая компания «Автостат» – с 1,63 млн до 1,67 млн легковых машин. «Сегодня, учитывая ослабление рубля, можно ожидать несколько повышенный спрос на автомобили в оставшиеся месяцы, – считает начальник отдела аналитики агентства «Автостат» Андрей Топтун. – Предстоящее повышение НДС и последующее неизбежное повышение цен также приведут к желанию купить автомобиль по старым ценам и подстегнет спрос».

Ассоциация европейского бизнеса, которая объединяет основных игроков российского автомобильного рынка, считает общие продажи легковых и легких коммерческих автомобилей (LCV). По ее прогнозу, в 2018 г. рынок вырастет на 10%.

Что дальше

Рост продолжится как минимум до 2022 г., полагает PwC. К этому году продажи легковых машин увеличатся на 6% до 2,1 млн шт., прогнозирует компания. Правда, в начале года компания ожидала роста на 8%.

«С учетом размера рынка, парка автомобилей и его нормального уровня обновления ежегодные продажи легко могут достигнуть уровня в 2,1 млн шт. к 2022 г. при условии хорошей макроэкономической конъюнктуры рынка, – передал «Ведомостям» через представителя директор международной группы стратегии КПМГ в России и СНГ Максим Малков. – Но ежегодное вступление в силу новых санкций и отсутствие заметных улучшений в макроэкономике значительно сдерживают рост продаж новых автомобилей». По его мнению, если ситуация не разрешится, то «значительного улучшения текущих показателей ожидать не стоит».

В 2022 г. рынок превысит 2 млн шт., считает и представитель Hyundai. Главное – это стабильная макроэкономика, дополнительным существенным плюсом станет продолжение программ господдержки, замечает он.

Лидирующий на рынке «АвтоВАЗ» прогнозирует рост вплоть до 2025 г. – продажи легковых автомобилей и LCV достигнут 3,1 млн шт. по оптимистическому сценарию (превысив рекордные показатели 2008 и 2012 гг., когда было продано более 2,9 млн шт.) и до 2,5 млн машин – по пессимистическому. Все будет зависеть от макроэкономических условий и мер господдержки, пояснял президент «АвтоВАЗа» Ив Каракатзанис. Рынок к 2025 г. имеет шанс увеличиться до 2,5–2,6 млн шт., считает консультант-аналитик Frost & Sullivan Иван Кондратенко. Но сохраняется напряженность во внешней политике, а также санкции, которые могут ужесточиться, отмечает он: «Эта неопределенность и медленное экономическое развитие с прогнозами роста ВВП на уровне 1,5% в год в ближайшей перспективе не дают достаточного основания прогнозировать более активный рост рынка».-