Статья опубликована в № 4714 от 11.12.2018 под заголовком: Четверть субсидий автопрому

Автозаводы могут войти в число главных получателей новой системы господдержки промышленности

Минпромторг предлагает выделять автопроизводителям на шестилетние программы развития до 18 млрд рублей субсидий
Прослушать этот материал
Идет загрузка. Подождите, пожалуйста
Поставить на паузу
Продолжить прослушивание

Более половины всех субсидий, которые с 2019 г. будут выделяться в рамках разрабатываемого универсального механизма субсидирования промышленности, получат металлурги и автопроизводители, следует из проекта постановления правительства, опубликованного на regulation.gov.ru. Доли этих отраслей в общем финансировании программы должны составить 28,3 и 24,5% соответственно, говорится в документе, подготовленном Минпромторгом. Всего на новую программу предполагается выделить 350 млрд руб., говорит федеральный чиновник. Это нижний порог обсуждаемого диапазона, уточняет менеджер крупного автоконцерна: верхний – 420 млрд руб.

На поддержку машиностроения в целом предлагается выделить почти 40% всех субсидий (т. е. до 168 млрд руб. – «Ведомости»). Помимо автопрома до 25 млрд руб. из той суммы могут получить производители строительно-дорожной и сельхозтехники, до 10,5 млрд руб. – судостроители.

В топ-5 получателей субсидий по предложению Минпромторга также должны войти химпром, леспром и фармацевтика (16,5, 7 и 5% от общей стоимости программы соответственно).

Для получения субсидий компаниям нужно будет разработать и утвердить так называемые корпоративные программы международной конкурентоспособности (КПМК), рассчитанные на шесть лет – 2019–2024 гг. В случае нарушений компаниям придется вернуть субсидии и выплатить штраф. Первые соглашения по КПМК планируется подписать осенью 2019 г., говорили источники «Ведомостей» со ссылкой на вице-премьера Дмитрия Козака. Предполагается, что механизм КПМК поглотит часть традиционных программ субсидирования промышленности, но их список еще не утвержден.

Самый большой предельный размер субсидий предлагается для автопрома – 18 млрд руб. (до 2024 г.), следует из проекта постановления. Для сравнения: для железнодорожной промышленности и химпрома – 9 млрд руб., леспрома и энергомаша – 7 млрд руб., а металлургов – не более 1,2 млрд руб.

Чтобы оценить достаточность этих субсидий, нужно понимать, на что именно они пойдут, комментирует руководитель дирекции по связям с государственными органами Segezha Group (лесопромышленный холдинг АФК «Система») Николай Иванов. «Для экспортных проектов в автопроме 3 млрд руб. в год – это нормальное предельное значение, – замечает источник, близкий к одному из крупных автоконцернов. – Если же в этой сумме будут учитываться еще и программы стимулирования спроса на российском рынке, то произойдет снижение господдержки». В 2018 г. на поддержку автопрома может быть выделено 70 млрд руб. через разные механизмы.

В числе основных условий получения субсидий по КПМК – рост экспорта. При этом его доля в выручке не должна снижаться и в зависимости от отрасли должна составлять 1–50%. Самую высокую долю Минпромторг предлагает установить для предприятий леспрома. Это достижимо, учитывая, что леспром – экспортоориентированная отрасль, замечает гендиректор Lesprom Network Алексей Богатырев. Для леспрома доля в 50–60% «скорее нормальное, чем недостижимое значение», соглашается Иванов: «По Segezha Group экспортная выручка составляет 70%». Между тем, по мнению Иванова, «обязательно нужна ссылка на поддержку высокотехнологичной продукции, а не просто продукции с высокой долей экспорта». «К примеру, круглое бревно, пиломатериалы весьма конкурентоспособны, но не являются продукцией высокого передела и ранее субсидиями не поощрялись», – поясняет он. Кроме того, помимо доли экспорта и прироста экспорта должны быть учтены также показатели по импортозамещению, занятости, бюджетной эффективности проектов, считает Иванов.

Целевая доля экспорта в выручке предприятий автопрома в рамках КПМК, по мнению Минпромторга, должна быть меньше – 10%. Но для отрасли это пока только перспектива. В 2017 г. этот показатель составил 5,6%, а к 2025 г. может увеличиться до 8,3%, говорится в долгосрочной стратегии развития автомобильной промышленности. У крупнейшего российского автопроизводителя – «АвтоВАЗа» доля экспорта в выручке за девять месяцев 2018 г. по РСБУ составила 6,7%. Представитель предприятия от комментариев отказался. Доля в 10% с учетом господдержки для автопрома вполне достижимая цель к 2024 г., замечает человек, знакомый с менеджером автозавода.

В проекте «сохранился ряд недоработок», замечает человек, близкий к одному из крупных промышленных предприятий. «Например, привязка субсидий к динамике выручки [от экспорта] ставит заведомо в проигрышное положение крупных экспортеров по сравнению с теми производителями, у которых экспорт сейчас не развит и которые могут показать любой прирост на эффекте низкой базы предыдущего периода», – поясняет он.

Читать ещё
Preloader more