Автозаводы могут войти в число главных получателей новой системы господдержки промышленности

Минпромторг предлагает выделять автопроизводителям на шестилетние программы развития до 18 млрд рублей субсидий
Автозаводы могут войти в число главных бенефициаров новой системы господдержки/ Максим Стулов / Ведомости

Более половины всех субсидий, которые с 2019 г. будут выделяться в рамках разрабатываемого универсального механизма субсидирования промышленности, получат металлурги и автопроизводители, следует из проекта постановления правительства, опубликованного на regulation.gov.ru. Доли этих отраслей в общем финансировании программы должны составить 28,3 и 24,5% соответственно, говорится в документе, подготовленном Минпромторгом. Всего на новую программу предполагается выделить 350 млрд руб., говорит федеральный чиновник. Это нижний порог обсуждаемого диапазона, уточняет менеджер крупного автоконцерна: верхний – 420 млрд руб.

На поддержку машиностроения в целом предлагается выделить почти 40% всех субсидий (т. е. до 168 млрд руб. – «Ведомости»). Помимо автопрома до 25 млрд руб. из той суммы могут получить производители строительно-дорожной и сельхозтехники, до 10,5 млрд руб. – судостроители.

В топ-5 получателей субсидий по предложению Минпромторга также должны войти химпром, леспром и фармацевтика (16,5, 7 и 5% от общей стоимости программы соответственно).

Для получения субсидий компаниям нужно будет разработать и утвердить так называемые корпоративные программы международной конкурентоспособности (КПМК), рассчитанные на шесть лет – 2019–2024 гг. В случае нарушений компаниям придется вернуть субсидии и выплатить штраф. Первые соглашения по КПМК планируется подписать осенью 2019 г., говорили источники «Ведомостей» со ссылкой на вице-премьера Дмитрия Козака. Предполагается, что механизм КПМК поглотит часть традиционных программ субсидирования промышленности, но их список еще не утвержден.

Самый большой предельный размер субсидий предлагается для автопрома – 18 млрд руб. (до 2024 г.), следует из проекта постановления. Для сравнения: для железнодорожной промышленности и химпрома – 9 млрд руб., леспрома и энергомаша – 7 млрд руб., а металлургов – не более 1,2 млрд руб.

Чтобы оценить достаточность этих субсидий, нужно понимать, на что именно они пойдут, комментирует руководитель дирекции по связям с государственными органами Segezha Group (лесопромышленный холдинг АФК «Система») Николай Иванов. «Для экспортных проектов в автопроме 3 млрд руб. в год – это нормальное предельное значение, – замечает источник, близкий к одному из крупных автоконцернов. – Если же в этой сумме будут учитываться еще и программы стимулирования спроса на российском рынке, то произойдет снижение господдержки». В 2018 г. на поддержку автопрома может быть выделено 70 млрд руб. через разные механизмы.

В числе основных условий получения субсидий по КПМК – рост экспорта. При этом его доля в выручке не должна снижаться и в зависимости от отрасли должна составлять 1–50%. Самую высокую долю Минпромторг предлагает установить для предприятий леспрома. Это достижимо, учитывая, что леспром – экспортоориентированная отрасль, замечает гендиректор Lesprom Network Алексей Богатырев. Для леспрома доля в 50–60% «скорее нормальное, чем недостижимое значение», соглашается Иванов: «По Segezha Group экспортная выручка составляет 70%». Между тем, по мнению Иванова, «обязательно нужна ссылка на поддержку высокотехнологичной продукции, а не просто продукции с высокой долей экспорта». «К примеру, круглое бревно, пиломатериалы весьма конкурентоспособны, но не являются продукцией высокого передела и ранее субсидиями не поощрялись», – поясняет он. Кроме того, помимо доли экспорта и прироста экспорта должны быть учтены также показатели по импортозамещению, занятости, бюджетной эффективности проектов, считает Иванов.

Целевая доля экспорта в выручке предприятий автопрома в рамках КПМК, по мнению Минпромторга, должна быть меньше – 10%. Но для отрасли это пока только перспектива. В 2017 г. этот показатель составил 5,6%, а к 2025 г. может увеличиться до 8,3%, говорится в долгосрочной стратегии развития автомобильной промышленности. У крупнейшего российского автопроизводителя – «АвтоВАЗа» доля экспорта в выручке за девять месяцев 2018 г. по РСБУ составила 6,7%. Представитель предприятия от комментариев отказался. Доля в 10% с учетом господдержки для автопрома вполне достижимая цель к 2024 г., замечает человек, знакомый с менеджером автозавода.

В проекте «сохранился ряд недоработок», замечает человек, близкий к одному из крупных промышленных предприятий. «Например, привязка субсидий к динамике выручки [от экспорта] ставит заведомо в проигрышное положение крупных экспортеров по сравнению с теми производителями, у которых экспорт сейчас не развит и которые могут показать любой прирост на эффекте низкой базы предыдущего периода», – поясняет он.