«АвтоВАЗ» продолжит выплачивать своим дилерам инвестиционный бонус
Это должно помочь ему завершить ребрендинг дилерской сети до конца года«АвтоВАЗ» (контролируется Renault) продлил в 2019 г. для своих дилеров возможность получения инвестиционного бонуса в размере 1% от оборота проданных автомобилей. Об этом рассказали менеджеры двух крупных дилерских компаний Lada со ссылкой на майское письмо автоконцерна. «Ведомости» ознакомились с его копией. «Перед нами стоит задача до конца 2019 г. привести всю дилерскую сеть к требованиям Lada», – подчеркивается в письме.
Для получения инвестиционного бонуса дилеру нужно подтвердить соответствие автосалона архитектурным стандартам бренда. Требования касаются внешнего и внутреннего оформления дилерского центра (серо-оранжевая отделка вместо прежней бело-синей), зонирования, выбора мебели, освещения и проч.
Представитель «АвтоВАЗа» отказался от комментариев.
«АвтоВАЗ» проводит ребрендинг дилерской сети с 2015 г. В 2016 г. в интервью «Ведомостям» прежний президент «АвтоВАЗа» Николя Мор прогнозировал, что новый стиль будет внедрен до 2018 г. Для стимулирования дилеров в 2017 г. был введен инвестиционный бонус. Но завершить ребрендинг в 2018 г. не удалось: по состоянию на январь 2019 г. в России было 288 центров продаж и сервисного обслуживания автомобилей Lada, из них стандартам соответствовали 150, сообщал «АвтоВАЗ». Сказывается то, что часть дилерских центров работает еще с советских времен, замечает один из собеседников «Ведомостей».
Инвестиционный бонус начисляется по итогам продаж в каждом квартале, рассказывает один из дилеров Lada. Выплаты привязаны к рекомендованным розничным ценам и количеству реализованных машин за этот период.
Средняя цена моделей Lada – 650 000 руб., добавляет он. В I квартале 2019 г. в России было продано 82 363 автомобиля Lada, по данным АЕБ. То есть в среднем почти по 300 машин на дилерский центр. Выходит, при таких продажах можно получить бонус в размере почти 2 млн руб. Инвестиционный бонус, как правило, лишь частично покрывает расходы на переоборудование дилерских центров, отмечают дилеры Lada. В плюсе те, у кого большие продажи, чей автосалон изначально был современным и не требовал больших вложений в ребрендинг, добавляют они.
В среднем ребрендинг автосалона без изменения конструкции здания обходится в 10–20 млн руб., говорит президент ассоциации «Российские автомобильные дилеры» Олег Мосеев. Получается, ребрендинг 138 центров Lada будет стоить дилерам суммарно 1,4–2,8 млрд руб. Перевод всей дилерской сети под требования нового стандарта, как правило, занимает 3–5 лет, добавляет он.
Если автосалоны до конца 2019 г. не будут соответствовать стандартам бренда Lada, то автопроизводитель может не продлить дилерский договор на следующий период, предупредил «АвтоВАЗ» в другом письме («Ведомости» ознакомились с его копией). На расторжение договоров «АвтоВАЗ», скорее всего, пойдет лишь в крайних случаях – когда кто-то откажется обновлять свои автосалоны, думает один из дилеров. А для тех, кто приведет объективные причины задержки, «АвтоВАЗ» пересмотрит график, уверен он. Если причины объективные, производитель может пойти навстречу, соглашается Мосеев. «Но это все равно не будет длиться вечно – дилеру придется либо провести ребрендинг, либо потерять франшизу», – замечает он.
Дилерам «АвтоВАЗа» есть ради чего стараться, продолжает он. Марка чувствует себя лучше рынка: в январе – апреле 2019 г. продажи Lada выросли на 4%, а общие продажи легковых и легких коммерческих автомобилей упали на 1%, по данным АЕБ.
Автоконцерн получил долю в 21,2% российского рынка и рассчитывает на ее дальнейший рост. Lada с приходом на «АвтоВАЗ» альянса Renault-Nissan стала интересным бизнесом, отмечает Мосеев: появились новые продукты, дилерская политика стала прозрачной и понятной, наладились поставки запчастей. При этом «АвтоВАЗ» предлагает адекватную дилерскую маржу, добавляет Мосеев.