Оливер Ципзе подключит электричество на BMW

Новому гендиректору BMW предстоит повысить рентабельность и серьезно заняться электромобилями
Оливер Ципзе, новый гендиректор BMW/ ТАСС

Оливер Ципзе – человек, мало известный за пределами автоконцерна. Разве что англичане могут быть о нем наслышаны: когда-то Ципзе руководил заводом в Оксфорде, где выпускают Mini.

Ципзе заступит на пост гендиректора 16 августа.

Его предшественник Харальд Крюгер в 2015 г. получил BMW на пике формы, когда она уже десяток лет опережала Daimler и Audi по продажам. Была она лидером большой тройки и в новой автомобильной моде. Немецкие автопроизводители проспали революцию гибридов и электромобилей, уступив первенство японцам. Но BMW в 2013 г. выпустила серийный автомобиль, который ездил исключительно на электричестве: i3 с инновационным для того времени корпусом из углепластика.

В прошлом году BMW показала рекордные продажи – 2,49 млн автомобилей. А в первом полугодии 2019 г. продала еще больше автомобилей, чем за аналогичный период годом раньше. Но были и претензии к Крюгеру. В 2016 г. BMW уступила лидерство по продажам в премиальном сегменте Daimler. А в этом году, несмотря на рекордные продажи, доналоговая прибыль BMW может снизиться более чем на 10% по сравнению с прошлым годом, когда этот показатель сократился на 7,8% до 9,82 млрд евро, предупредила компания. Рентабельность в прошлом году составила 7,2%, тогда как целевой показатель – 8–10%. В этом году рентабельность в лучшем случае будет по нижней целевой планке, но может оказаться и вовсе 6%.

Компании мешают торговые войны, огромные затраты на разработку новых моделей и проблемы с законом. В апреле этого года Еврокомиссия обвинила большую тройку в сговоре. Якобы они тормозили разработку технологий по уменьшению выхлопов. Штраф для BMW может перевалить за 1 млрд евро, под это пришлось зарезервировать часть прибыли.

BMW не верит в бензин

Но, по версии Bloomberg, все вышеперечисленное не имеет отношения к тому, что Крюгер не станет продлевать контракт. Главное, что его подвело, – он не спешил налаживать выпуск электромобилей. Продажи i3 разочаровали баварцев. Первое поколение выпускалось в 2013–2016 гг., было куплено чуть больше 60 000 машин.

Крюгер отказался тратить силы и средства на продвижение электромобиля, тем более что компания зарабатывала на нем гораздо меньше, чем на традиционных машинах. Из BMW стали уходить инженеры, занимающиеся этим направлением, пишет Reuters. Вместо лидерства BMW оказалась в хвосте и у грандов автопрома, таких как Volkswagen, и у «выскочек» – той же Tesla (за 2013–2016 гг. продано больше 107 000 только Tesla Model S).

Что у Mercedes общего с BMW

Одной из задач Ципзе станет укрепление сотрудничества с другими компаниями. Например, BMW и Daimler в прошлом году заявили, что в области производства премиум-автомобилей остаются злейшими конкурентами, но объединят свои сервисы. В феврале этого года они обещали вложить в проект более 1 млрд евро. Речь о совместном каршеринге и прокате велосипедов, общих зарядных станциях для электромобилей, приложении по поиску парковочных мест и т. д. В начале этого месяца обе компании сделали новый шаг навстречу друг другу – решили вместе разрабатывать автопилот нового поколения.
«Мы уже довольно давно сотрудничаем с BMW в том, что касается компонентов: иногда мы что-то совместно закупали, иногда – разрабатывали. Теперь мы объявили о сотрудничестве в двух новых областях. Обе требуют значительных инвестиций <...> Представляется логичным разделить их», – объяснял в апреле в интервью «Ведомостям» председатель правления Daimler AG Дитер Цетше.
Но между членами совета директоров BMW есть трения, которые мешают развивать сотрудничество в разработке электромобилей и новых моделей, отмечает Bloomberg. Оливеру Ципзе как новому гендиректору придется вместе с председателем совета директоров Норбертом Райтхофером добиваться согласия между всеми его членами.
Правда, в июне этого года BMW договорилась о совместной разработке электрических силовых установок с Jaguar Land Rover. Но надо учитывать, что во главе британской компании стоят бывшие менеджеры BMW, пишет Automotive News. Гендиректор Jaguar Land Rover Ральф Спет проработал в BMW 20 лет, а курирующий создание электромобилей Вольфганг Цибарт – бывший член совета директоров баварской компании. BMW владела Rover Group в 1994–2000 гг. и до сих пор поставляет ей двигатели.

В конце 2017 г. BMW обнародовала новую стратегию. До 2025 г. она обещала выпустить на рынок 25 электрифицированных автомобилей, из которых 12 будут полностью на электрической тяге. Полторы недели назад BMW официально представила второй после i3 серийный электромобиль. Им стал Mini Cooper SE. Он поступит в продажу в следующем году.

При этом Крюгер отказывается возводить заводы, заточенные исключительно на производство электромобилей. Он адепт «гибкой архитектуры», когда с одного и того же конвейера могут сходить машины с разными двигателями: обычным, гибридным или полностью электрическим. «Мы не можем позволить себе простоев <...> Если у вас отдельные мощности для электромобилей, что вы станете делать со старыми мощностями? А с работавшими на них людьми?» – цитировало его интернет-издание CleanTechnica.

Надо признать, что Крюгер не одинок в своих взглядах. Daimler пытается совместить два подхода – и производство, оборудованное исключительно под электрическую серию EQ, и заводы, которые могут выпускать автомобили с разными типами агрегатов. «У нас есть гибриды, плагин-гибриды [в которых в отличие от обычных главную роль играет электродвигатель], электромобили и, возможно, завтра будут робототакси, – доказывал CleanTechnica директор по производству Daimler Маркус Шефер. – Трудно с уверенностью предсказывать спрос в мире, где царит неопределенность, так что это самый эффективный подход». Ципзе тоже отстаивал идею Крюгера: «Каждый завод BMW в Европе будет оборудован для производства как электро-, так и обычных автомобилей» (цитата по Automotive News).

«Перед Ципзе наверняка будет поставлена задача увеличить долю BMW на рынке электромобилей и найти верный баланс количества моделей в портфолио, – предположил в беседе с Automotive News Джефф Шустер, президент по прогнозированию авторынка LMC Automotive. – Сейчас некоторые модели, выставленные в одном автосалоне, частично перекрывают целевую аудиторию друг друга».

Международная панорама

На место Крюгера прочили двух кандидатов. Клаус Фройлих отвечает в совете директоров BMW за научно-исследовательскую работу. Но ему 59 лет, а по неписаным правилам автоконцерна гендиректор не может быть старше 60 лет. Поэтому предпочтение отдали Ципзе. Он явно не продержится больше одного срока: ему 55 лет.

Ципзе родился 7 февраля 1964 г. в немецком городе Гейдельберге. В отличие от других членов совета директоров учился в США – постигал программирование и математику в Университете Юты. В 1985 г. он вернулся в Германию, чтобы получить диплом по машиностроению Дармштадтского технического университета. Сразу со студенческой скамьи в 1991 г. устроился стажером в BMW, где и работает всю жизнь.

К конвейеру с экзоскелетом

Ципзе уверял Automotive News, что BMW первой из автопроизводителей внедрила экзоскелеты для рабочих. Например, каждые 60 секунд приходит новый корпус, в котором надо проверить швы при помощи ультразвукового детектора. Или закрутить шуруповертом несколько болтов, в том числе у себя над головой. Чтобы рука не уставала, а рабочие не судились с компанией из-за боли в плече, и были закуплены экзоскелеты. Их применяют Toyota, Ford, Boeing и многие другие компании. BMW начала их использовать на заводе в Спартанберге (США) в 2017 г. «Мы пользуемся любой возможностью, чтобы попробовать что-то новое», – говорил Ципзе. Испытывались в Спартанберге и другие новинки. Например, оптическая лазерная система для измерения кузовов автомобилей, погрузчики на водородном топливе и коботы – роботы, которые способны работать бок о бок с людьми без защитных ограждений, без риска нанести случайно травмы рабочим.

Ципзе начинал как инженер по технологическим инновациям. Полтора десятка лет поднимался по карьерной лестнице, занимаясь разработкой и производством. В основном работал в Мюнхене, хотя была и командировка в ЮАР. В 2007–2008 гг. Ципзе сделался заметной фигурой в Англии: управлял заводом Mini в Оксфорде. Затем вернулся в Германию, чтобы занять кресло старшего вице-президента. С 2015 г. он заменил Крюгера, назначенного гендиректором, в кресле члена совета директоров, ответственного за производство.

За производством Ципзе следил как следует, хвалит его Automotive News. Содержал в порядке и улучшал имеющиеся мощности, наладил выпуск ряда моделей в Китае, открыл завод в Мексике, а в прошлом году заложил завод в Венгрии, который обойдется в 1 млрд евро. В последний раз в Европе BMW строила новые мощности в 2005 г. в Лейпциге. В Венгрии уже работают автозаводы Audi, Daimler и Suzuki, а Opel производит там автодвигатели. BMW опасается торговых барьеров и будет производить модели, которые сейчас импортируются в Старый Свет из США.

Спокойствие, только спокойствие

В BMW сложилась уже традиция назначать гендиректорами топ-менеджеров, отвечающих за производство. Но Reuters задается вопросом: а оправданно ли это в современном мире, где на первый план выходят технологии и сервисы? Автопроизводители инвестируют не только в разработку и выпуск машин, но и в каршеринг, в службы такси и т. д. Конкурентными преимуществами автомобиля становится не железо, а программное обеспечение и удобство интерфейса, которые имеют огромное значение для миллениалов.

Впрочем, Ципзе сохраняет спокойствие – как обычно, в трудные минуты. Например, в марте BMW обнародовала финансовый отчет для широкой публики – на пресс-конференции. Ципзе там был, и его, казалось, нисколько не беспокоили вопросы акционеров и аналитиков про Brexit, хотя речь шла о четвертом по величине рынке для компании. Великобритания должна была выйти из ЕС через девять дней после мероприятия BMW. У автогиганта там четыре предприятия: завод Mini – в Оксфорде, завод Rolls-Royce – в Гудвуде, завод по производству двигателей – в Хамс-Холле и завод по прессованию металла – в Суиндоне, всего на них работает около 7000 человек. Летом прошлого года компания уже заявляла, что может остановить их работу, если из-за Brexit прервется импорт компонентов из Европы.

Чтобы появился повод для беспокойства, проблемы должны быть куда хуже, чем введение пошлин на поставки автодеталей в Великобританию, передает смысл его речей Bloomberg.

BMW AG

Автоконцерн

Акционеры (данные компании): Стефан Квандт (25,8%), Сюзанна Клаттен (20,9%), остальное – в свободном обращении.

Капитализация – 42,7 млрд евро.
Финансовые показатели (2018 г.):
выручка – 97,5 млрд евро,
чистая прибыль – 7,2 млрд евро.
Продажи (2018 г.): в мире – 2,5 млн автомобилей (данные компании), в России – 37 949 автомобилей (данные AEB).
Компания основана в 1916 г. Выпускает автомобили под брендами BMW, Mini и Rolls-Royce, мотоциклы BMW.

Такую же смесь твердости и убежденности в собственных силах Ципзе демонстрирует и когда речь заходит о Дональде Трампе. BMW построила завод в Мексике за $1 млрд. Предприятие, где занято 2500 человек, называют одним из самых высокотехнологичных в отрасли. Собираемые на нем BMW 3-й серии должны поставляться в основном в США. Ципзе уделял много внимания этому проекту. Автомобильные СМИ полагают, что успешный запуск завода стал важным аргументом за его кандидатуру, когда искали нового гендиректора BMW.

Первый рабочий день на мексиканском заводе был 7 июня этого года. Но буквально за неделю до торжественного открытия Трамп пригрозил, что введет с 10 июня 5%-ную пошлину на все товары из Мексики и станет повышать ее каждый месяц, если соседи не будут бороться с нелегальной миграцией. Максимальная ставка могла достигнуть 25%, что делало производство в Мексике бессмысленным. Но спокойствие Ципзе оправдалось: Трамп отказался от своей идеи.

Reuters называет Ципзе решительным руководителем. При этом он говорит спокойно, обладает колоссальным даром убеждения и любит углубляться в беседе с журналистами и инвесторами в мельчайшие детали, чем окончательно склоняет их на свою сторону. Все это весьма пригодится, учитывая сложность стоящих перед BMW задач, отмечает Bloomberg. Разработка множества гибридных и электромобилей требует колоссальных вложений, что уже сказывается на прибыльности, а ударит по ней еще сильнее. Чтобы оплатить переход на новые двигатели, Крюгер удвоил расходы на роскошные заряженные автомобили, такие как спортивный BMW 8-й серии и внедорожник X7. А в марте компания прибегла еще к одной мере. Объявила, что вводит меры жесткой экономии на ближайшие шесть лет. Это должно высвободить 12 млрд евро.

«На карту поставлено много, – говорил Bloomberg аналитик Credit Suisse Даниэль Шварц. – Но сейчас хорошее время, чтобы стать гендиректором. Несмотря на небольшую прибыльность, BMW генерит устойчивый денежный поток».