Как Ян Каллэм сделал Jaguar для Джеймса Бонда

Главный дизайнер Jaguar, изменивший внешний вид марки, ушел из компании ради собственного бизнеса
Ян Каллэм, бывший главный дизайнер Jaguar/ David M. Benett / Getty images

Ян Каллэм в этом месяце покинул Jaguar после 20 лет работы, но не уходит из дизайна. Он решил поработать на себя и создал собственное бюро. Зовется оно просто – Callum, по фамилии основателя. В нем всего 18 работников – даже когда Каллэм только начал работать в Jaguar, у него было почти 100 подчиненных. У них в распоряжении студия в 1850 кв. м в Уорике (Англия).

Центр его родного города, где они с братом когда-то высматривали редкие модели машин, теперь закрыт для автомобилей. Его превратили в пешеходную зону. Вот и Каллэм думает попробовать силы в иной сфере, чем дизайн автомобилей. «Автомобили уже не обладают такой мистической притягательностью для молодого поколения, как для нас, – как-то заметил Каллэм в The New York Times (NYT). – Машины не так важны молодым людям, у них есть смартфоны и iPod». В Jaguar Каллэм контролировал, как специальный отдел разрабатывает дизайн одежды, сумок, бумажников, блокнотов и других товаров с символикой автокомпании. «Мне самому интересно делать сумки и чемоданы, изделия из кожи и вещи вроде часов и даже одежды. Я хочу проверить себя», – сказал он в интервью британскому журналу Wallpaper. 65-летний дизайнер надеется плодотворно проработать еще минимум лет 15.

Тем не менее от автомобилей он не отказывается. Каллэм продолжит работать с автогигантами как консультант. Его самое большое разочарование – что гибридный автомобиль C-X75 так и не пошел в массовое производство. Он остался на стадии прототипа и был снят в фильме о Джеймсе Бонде «Спектр». Одним из величайших достижений в своей карьере Каллэм считает создание XF. «Это важная поворотная точка в нашей истории, – цитирует его Wallpaper. – F-Type был мечтой, ставшей для меня реальностью». А одной из самых значимых для себя машин считает электрический I-Pace. Это была возможность сделать что-то новое, что изменит восприятие Jaguar, говорит он: «То была звездная роль, подходящая, чтобы уйти. Сразу после нее я подал в отставку». Для Jaguar он должен будет разрабатывать только электромобили. Но особенности их типа двигателя дают дизайнеру огромный простор для творчества. «В мире сформировался рынок для автомобилей под заказ. Чем выше вы по цепочке люксовых машин, тем более и более индивидуальными нужно делать автомобили. Мы созданы, чтобы обслуживать эту группу клиентов», – говорит он.

Как Porsche разбудил в Каллэме автодизайнера

Каллэм родился в 1955 г. в небольшом шотландском городе Дамфрисе. «Мой дед был министром в Эдинбурге, – вспоминал Каллэм в беседе с британским журналом Auto Express. – Думаю, он заронил в меня семена того, что сделало меня тем, кто я есть. <...> Я осознал, что мне нужно сделать что-то выдающееся. И я захотел проектировать машины. <...> Помню, как видел Porsche 356, проезжавший около дома. И еще один в Эдинбурге. Мой дед сказал мне, что это за марка. Тогда-то я решил, что хочу быть автодизайнером. Мне было года четыре».

Его дядя, секретарь ассоциации автодилеров Шотландии, был только рад тяге родственников к машинам и охотно брал Каллэма на встречи с дилерами.

Увлечение Каллэма не слишком хорошо сочеталось со школой. Когда ему было 11 лет, учитель задал на дом нарисовать какой-нибудь объект в трех плоскостях. Каллэм изобразил машину – весьма неплохо, как он вспоминает. Но учитель написал: «Не надо использовать тетрадь для рисования не по назначению. Никогда так не делай». Листы с автомобилем оказались вырваны и выброшены. «Это меня взбесило. Думаю, именно в тот момент у меня сложился мятежный характер», – вспоминает он.

Это потом пригодится ему, когда Каллэм решит отказаться от традиционных сдвоенных фар Jaguar – с ними седан XF выглядел старомодным и статичным. Несмотря на свой консерватизм, руководство бренда спасовало перед его напором.

За что Каллэма не любили учителя

Учителя можно было понять – Каллэм рисовал машины на всех уроках. Его главной страстью были Jaguar. XJ был у одного из друзей отца и иногда тот подвозил Каллэма в школу, вспоминал дизайнер в интервью «Ведомостям». В 14 лет он написал письмо вице-президенту Jaguar, что хочет работать в этой фирме. Удивительно, но тот прислал ему ответное письмо: «Когда вам исполнится 16 лет, приходите к нам на практику – посмотрите, как организован инженерный процесс». Каллэм второй раз отправил послание: «Вы не поняли: я хочу рисовать машины!» В ответ вице-президент посоветовал ему поступить в 16 лет в профильный колледж. Первое письмо потерялось, а второе Каллэм хранит до сих пор.

Страсть автодизайнеров

Каллэм как-то сказал, что многие автодизайнеры коллекционируют ретро-автомобили из-за того, насколько все в них гармонично. Он сам, например. потратился на Ford Model B 1932 г. и Chevrolet 1956 г. А в 2014 г. показал публике переделанный «под себя» Jaguar Mark 2. Оригинальный автомобиль осовременили. Он сидит на 30 мм ниже, двигатель XK 4,3 л соединен с пятиступенчатой коробкой передач, тормоза получили гидроусилитель, салон полностью перекроен и снабжен современной информационно-развлекательной системой и кондиционером. Над машиной 18 месяцев под надзором Каллэма трудилось бюро Classic Motor Cars Limited, специализирующееся на восстановлении Jaguar.

Он прислушался к совету и подал документы в Ланчестерский политехнический университет (сейчас Университет Ковентри) на обучение автодизайну. Но не прошел по конкурсу и вернулся в Шотландию, чтобы постигать секреты промышленного дизайна в Абердине и Глазго. Для автоиндустрии времена были не лучшие. «Был энергетический кризис, на автозаправках люди буквально стреляли друг в друга. Мысль о работе в автодизайне навевала уныние», – рассказывал он NYT. Тем не менее на собеседование Каллэм отправился в автомобилестроительную компанию. Сначала в Ford, чтобы попробовать силы, и ему предложили работу. Но его сердце было отдано другому американскому гиганту: «Для меня GM была компанией, которая разработала самые красивые машины». Через знакомых семьи Каллэм добился собеседования у легендарного дизайнера GM Уэйна Черри, и тот пригласил его учиться в студии концерна в Калифорнии. Нюанс был в том, что все расходы ложились на плечи Каллэма – денег у семьи не было.

Пришлось в последнюю минуту согласиться на предложение Ford. Тот оплачивал двухлетнее обучение в Королевском колледже искусств в Лондоне. В 1979 г. Каллэм стал дизайнером Ford и проработал на компанию 11 лет.

Его первым пошедшим в серию проектом было зеркало заднего вида для фургона Transit. Следующим – снова зеркало заднего вида для следующего поколения Transit. Затем ему доверили рулевое колесо. Так шаг за шагом он шел к разработке целой машины. Зато Ford дал ему возможность поездить по миру. Он вспоминал, как на год отправился с приятелем в Японию, причем летели они 1-м классом. А продолжилась стажировка в Австралии.

Как Каллэм придумал «Зиг» и «Заг»

В 1979 и 1981 гг., как раз когда Каллэм делал первые шаги в компании, Ford завоевал первые титулы в чемпионате мира по классическому ралли WRC. Вдохновленное руководство создало небольшое подразделение по проектированию гоночных машин. В помощь им позвали известного разработчика двигателей – фирму Cosworth, поэтому в названиях «заряженных» моделей Ford упоминался этот бренд.

Первой сенсацией стал Ford Sierra RS Cosworth. Серийная машина разгонялась до 100 км/ч за 6,1 секунды, максимальная скорость была 244 км/ч. Если не считать суперкаров, мало кто мог в то время похвалиться такими показателями. Каллэм участвовал в разработке одного из «заряженных» проектов – Escort RS Cosworth, причем работал над ним с Питером Хорбери (сейчас он шеф-дизайнер Geely и купленной ею Volvo).

Следующим шагом в карьере стала командировка от Ford в итальянскую студию в Турине Ghia. В конце концов Каллэм оказался начальником собственного брата Морея. Длилось это недолго, но Каллэм благодарит судьбу за такой поворот: «Мы стали добрыми друзьями, а прежде были только братьями».

В Ghia Каллэм разработал для Ford концепт родстера Zig и мини-вэна Zag. Оба построены на базе Fiesta, но вы бы ни за что об этом не догадались, поглядев на эти фантазии на тему машины будущего.

Работа Каллэма требовала разъездов, его посылали в командировки даже за океан, в Бразилию. Но по семейным обстоятельствам пришлось вернуться в Великобританию и осесть в техническом центре Ford в Дантоне (Англия). Каллэм как будто вернулся в юность: первой его задачей стал дизайн руля. Правда, на этот раз уже с подушкой безопасности, для Granada (кроме названия, европейская модель этой машины никак не связана с американской).

Каллэму не очень нравилось в Ford. Он обрадовался, когда друг Питер Стивенс пригласил его на собеседование в дизайнерское бюро TWR в Оксфордшире. Началось, правда, все с разочарований.

«Я думал, что увижу огромный супердворец. А приехал в промышленную зону с жестяными навесами», – вспоминал он в Auto Express. Стивенс был одним из основателей бюро. Его партнер Том Уокиншоу, по инициалам которого бюро и было названо, извинился по телефону: мол, он опоздает, так как прямо сейчас находится в Эдинбурге. То есть на расстоянии 300 миль.

Но всего через час бизнес-джет Уокиншоу пролетел над штаб-квартирой TWR. А вскоре Каллэм стал сотрудником бюро.

Как Каллэм попал в Jaguar

В TWR Каллэм впервые поработал над дизайном Jaguar. Эта автокомпания была ключевым клиентом бюро. Каллэм помогал создать гоночный болид XJR-14. Потом он принялся за создание новой машины на платформе XJ-S. Но Уокиншоу почувствовал, что в Jaguar недовольны идеями его бюро. «Как-то он пришел с контрактом от Aston Martin <...> и сказал мне: «Я хочу, чтобы ты продолжил трудиться над тем же проектом, что сейчас. Но помни, что теперь это будет Aston Martin», – вспоминает Каллэм. Так на свет появилась DB7. На прототипе этой машины Каллэм как-то приехал к матери – похвастаться. В гараже места для нее не хватило, и машина, которая станет для Aston Martin революционным словом в дизайне, так и красовалась на виду у всей улицы.

Каллэм разрабатывал Vantage и DB9 (разработку последнего заканчивал американец Хенрик Фискер, которому обычно и приписывают все находки модели). Каллэм фактически спас Aston Martin, создав новый стиль для бренда, перед которым уже маячило банкротство.

Попутно в TWR Каллэм работал и над автомобилями других марок. Например, снова сотрудничал с Хорбери. Они вместе придумывали Volvo C70.

Aston Martin в те годы принадлежал Ford. В 1999 г. Каллэм случайно встретил главного дизайнера Ford Джи Мейса. Они обменялись любезностями, а вскоре тот позвонил: интересно ли Каллэму возглавить отдел новых разработок в Jaguar? Этот бренд Ford купил еще в 1990 г. Каллэм полетел в Лондон, где отобедал с главным дизайнером Jaguar Джеффом Лоусоном. Они вполне поладили и пропустили после еды еще пару рюмочек, но поработать на Лоусона Каллэму не довелось. В июне того же 1999 года Лоусон внезапно скончался. Каллэм в тот момент был в командировке в Австралии. Ему позвонил Мейс: «Слышал о Джеффе? Ближе к делу: его место теперь твое».

А что до ответственного за новые разработки – кандидатов на эту должность Каллэму пришлось искать самому. В конце концов он выбрал дизайнера Джулиана Томпсона, и именно он сменил сейчас Каллэма на посту главного дизайнера Jaguar.

Первые машины

Новая работа принесла новые трудности. На второй же рабочий день Каллэм собрал подчиненных – 95 человек – и обнаружил, что теряется на публике, он с трудом выдавил из себя нечто вроде речи. Она изобиловала патетическими высказываниями – например, «это будет самое динамичное десятилетие в истории компании». Пришлось выкраивать время, чтобы подтянуть ораторское искусство, но с тех пор Каллэм наловчился выступать перед большой аудиторией (перед уходом у него в подчинении были уже сотни дизайнеров).

В наследство от предшественников Каллэму достались проекты X-Type и X350. «Я не испытывал ни к одной теплых чувств. Они были слишком традиционными», – говорил дизайнер в беседе с Auto Express. X-Type – это попытка Jaguar в начале нового тысячелетия покорить новый для себя сегмент небольших автомобилей D-класса. Кроме седана компания выпустила первый в своей истории кузов универсал. Но соперничать с Audi A4, BMW 3 и Mercedes C-Class эта модель так и не смогла.

X350 – это очередное поколение XJ. Его предшественник к приходу Каллэма выпускался без серьезных изменений уже полтора десятка лет и явно устарел. Каллэм довел до ума дизайн X350, но он стал последней машиной классического дизайна.

Кто у кого списывал

Если Ян Каллэм с детства рисовал машины, то его брат Морей изображал животных. Вся семья была уверена, что у них растет будущий ветеринар. Потом Морей увлекся машинами. Как-то братья увидели на улице автомобиль со стеклоподъемниками – в те годы они были в диковинку. Они не позволяли водителю уехать до тех пор, пока он не дал им вволю наиграться с кнопками, управляющими стеклами.

Первым из братьев машину купил Морей – Volkswagen Beetle. Машина продавалась за копейки, потому что была сломана. Заставить ее ездить так и не удалось. В конце концов Ян Каллэм вмешался и обменял ее на обручальное кольцо.
Мать решила, что хватит в семье одного автодизайнера – Яна. Она убедила Морея поступить в архитектурный. Как-то он чертил водостоки для семиэтажного дома и представил, что будет этим заниматься всю жизнь. Морей немедленно перевелся на индустриальный дизайн, и сейчас он вице-президент по дизайну Ford.
Одинаковая дизайнерская специализация обоих братьев порой приводила к казусам. В 2005 г. Ян представил на автошоу в Детройте новый Jaguar XK X150. Критики сразу же написали, что решетка радиатора подозрительно напоминает более скромный Ford Taurus четвертого поколения (2000–2007 гг.), за разработку которого отвечал Морей. На самом деле оба вдохновлялись дизайном старых Jaguar, в этом Морей покаялся в язвительном письменном «извинении» перед братом. Его письмо долго висело на видном месте в офисе Яна.

В первый год Каллэм официально числился в Jaguar, но в его обязанности по старой памяти включили и разработку дизайна для другого бренда, принадлежащего Ford, – Aston Martin. Правда, босс Aston Martin вскоре возмутился и вытребовал себе отдельного дизайнера: Каллэм явно работал над этими машинами по остаточному принципу.

Еще бы, он был увлечен первым Jaguar, который сам сделал от начала и до конца, – кабриолетом XK X150, выпущенным в 2006 г. За ним в 2008 г. последовал революционный для Jaguar седан XF, пришедший на смену S-Type. Тот самый, у которого исчезли традиционные сдвоенные фары. «У меня была невероятная карьера в Jaguar, – констатировал Каллэм в британском журнале Autocar. – Одним из моих главных достижений было создание XF, это было начало новой эры, переход Jaguar от традиций в современный дизайн».

Далеко не все были согласны с его необычными взглядами. За что поплатились. Главным дизайнером Jaguar Каллэм стал в 45 лет. «Большинство дизайнеров и менеджеров <...> были в возрасте 50–55 лет, – рассказывал он «Ведомостям». – Это люди с устоявшимися, очень консервативными вкусами. Так что мне пришлось убедить некоторых отправиться на раннюю пенсию, с тем чтобы поднять наверх молодых. В результате средний возраст снизился с 50 до 35 лет. Методы и процесс работы за эти 10 лет также изменились: когда я пришел, дизайнеры занимались техническим моделированием. Теперь мы участвуем в разработке новых автомобилей с самого начала – с обсуждения архитектуры».

За что Каллэм любит кабриолеты

В 2008 г. авторынок усиленно обсуждал индийскую компанию Tata. Она прославилась разработкой самого дешевого автомобиля – Nano стоил $2000. Но вдруг фирма выложила $2,3 млрд за два убыточных подразделения Ford, производящих весьма дорогие машины Land Rover и супердорогие Jaguar.

2008 год оказался непростым для Jaguar и без смены владельца. «Мы столкнулись с серьезными финансовыми трудностями, а правительство нам не помогало», – вспоминал Каллэм в Auto Express. Позже Гордон Браун, уйдя с поста премьера, публично извинится за это перед компанией.

Каллэм волновался в то время по другому поводу. Он готовил к выходу новую модель – XJ, которая пришла в 2009 г. на смену X350. Об этой машине он говорил Auto Express: «Я не хочу простого подражания. Я хочу выйти на новый уровень». А «Ведомостям» рассказывал: «После XF у нас сложился уникальный баланс во взаимодействии дизайнеров, инженеров и производства. Потому что у дизайнеров далеко не всегда получается воплотить то, что они задумали, из-за технических ограничений. Но наши инженеры позволили нам полностью воплотить дух Jaguar». «Одно из наших преимуществ – если я хочу, чтобы машина выглядела именно так, наша команда инженеров и техников добьется того, чтобы она стала именно такой», – гордо заявил он интернет-изданию «АвтоАвто».

Самое сложное было определиться, будет у машины силуэт купе или седана. После долгих размышлений и опроса покупателей было решено: купе, но с секретом. Линия купе проходит позади голов задних пассажиров, а не над их макушками, поэтому сидящим сзади просторно.

Немало споров среди дизайнеров вызвали задние фонари. Они треугольные, как следует по традиции серии. Но вытянуты вверх до крышки багажника. Молодые дизайнеры возмутились: мол, это безумие, рассказывал Каллэм «Ведомостям». Но у него был ответ: «Когда окажетесь в моем возрасте, у вас будут другие представления о прекрасном».

При Каллэме были созданы первые в истории Jaguar SUV – F-Pace и E-Pace. Он отвечал за дизайн первого электромобиля Jaguar – I-Pace. Какие машины предпочитает сам Каллэм?

Его любимый кузов – кабриолет. Видимо думая о революции самоуправляющихся машин, он рассуждал перед уходом из Jaguar в разговоре с Auto Express: «Пока век вождения еще не закончился, нам остается лишь в полной мере получить удовольствие от собственноручного управления автомобилем. Один из лучших способов сделать это – убрать крышу. <...> Я предпочитаю любоваться на купе как на эстетический объект, а кабриолет выбираю за то, что мне нравится на нем ездить. Jaguar F-Type – это моя машина». Продажи этой модели начались в мае 2013 г., и за первые недели была раскуплена половина запланированного на год производства.

Каллэм уверяет, что весьма доволен нынешним модельным рядом Jaguar, но бренд может себе позволить выпускать еще более экзотичные модели с еще большим ценником: «Снижать цены – это не для Jaguar».