Продажи грузовиков в России снизились после трех лет роста

Рынок легких коммерческих автомобилей сумел удержаться на уровне 2018 года
Лидер рынка «Камаз» (34,2%) продал 27 600 грузовиков (рост на 7,3%) /Максим Стулов / Ведомости

В 2019 г. в России было продано 80 700 новых грузовых автомобилей – на 2% меньше, чем годом ранее, сообщило агентство «Автостат» 14 января. До этого рынок рос три года подряд.

Несмотря на общее снижение спроса, в прошлом году крупнейшие российские автопроизводители смогли увеличить продажи. Лидер рынка «Камаз» (34,2%) продал 27 600 грузовиков (рост на 7,3%), а ГАЗ – 8900 (+5,9%).

Иностранным грузовикам, входящим в пятерку наиболее продаваемых, увеличить продажи не удалось: у Volvo они снизились на 11% и составили 5700 штук, у Scania – 5600 (-16%), а у MAN – 5000 (-1,5%).

Продажи легких коммерческих автомобилей (LCV) в России в 2016–2018 гг. также росли, а в прошлом году остались на уровне позапрошлого – 112 100 штук. Лидерство здесь с 45%-ной долей традиционно удерживает ГАЗ, в 2019 г. компания продала 50 700 машин, на 3,1% больше, чем в 2018 г. Вторую строчку в списке, несмотря на падение продаж на 3,7%, занимает УАЗ – 17 300 штук. Третий – Ford, его продажи выросли на 13% и достигли 13 000 штук. Сумели увеличить продажи и другие участники топ-5: Lada (11 100 штук, рост на 3,4%) и Volkswagen (5700 штук, +3,5%). Ранее в пятерку крупнейших игроков российского рынка легких коммерческих автомобилей входила и другая немецкая марка – Mercedes-Benz, но она потеряла позиции из-за приостановки локального производства Sprinter Classic (выпускался на мощностях группы ГАЗ).

Сокращение спроса на коммерческие автомобили было связано как с внешними факторами (снижение среднегодовой цены нефти и ужесточение санкций), так и с внутренними, среди которых рост курсов валют и цены на импортные машины, снижение потребительского спроса и сокращение малого бизнеса, говорил ведущий эксперт «Автостата» Виктор Пушкарев. На спросе сказалось и подорожание машин из-за индексации НДС: в январе 2019 г. он вырос с 18 до 20%.

Но итоги 2019 г. для обоих рынков оказались лучше, чем ожидали эксперты. «Автостат» прогнозировал, что продажи LCV в России снизятся на 2–3%, грузовиков – на 3–4%. Агентство Russian Automotive Market Research ожидало падения рынка грузовиков на 6%, LCV – на 5,4%.

Финальный результат оказался лучше прежде всего из-за всплеска спроса в декабре 2019 г., комментирует исполнительный директор «Автостата» Сергей Удалов. В том месяце продажи грузовиков в России подскочили на 8,7%, LCV – на 7,1%. Клиенты старались успеть купить машины, пока те не подорожали из-за анонсированного увеличения утилизационного сбора на автомобили с января 2020 г., объясняет Удалов.

В 2020 г. продажи грузовиков и LCV в России, по оценке Удалова, могут сократиться еще на 5%. Многое будет зависеть от общей экономической ситуации в России и эффективности мер господдержки спроса на рынке, заключает он.