Китайские производители электромобилей привлекают инвестиции для конкуренции с Tesla

В 2021 году продажи электрокаров в Китае вырастут в 1,5 раза, а их доля на рынке к 2025 году достигнет 20%
Пока лидером по продажам электромобилей в Китае остается американская Tesla. В 2020 г. ее поставки в Китае составили 147 445 шт., на втором месте — компания NIO (на фото их IPO в 2018 г.) / Brendan McDermid / Reuters

Три ведущих китайских производителя электромобилей – Li Auto, NIO и Xpeng – планируют в 2021 г. провести вторичное размещение акций на Гонконгской бирже, сообщило 9 марта агентство Reuters со ссылкой на знакомые с планами компаний источники. Каждая из трех компаний планирует вывести на биржу не менее 5% акций, что при их текущей стоимости на биржах Нью-Йорка позволит производителям привлечь суммарно $5 млрд. На своих первичных размещениях в США в 2018–2020 гг. они выручили $14,7 млрд.

Как отмечает South China Morning Post, 2021 год должен стать решающим для сектора электромобилей в Китае. По прогнозам большинства экспертов индустрии, продажи экологически чистого транспорта в стране вырастут на 40% по сравнению с 2020 г. и достигнут 1,8 млн шт. Аналитики исследовательской фирмы Canalys прогнозируют рост на 50%. Доля электромобилей в общем объеме продаж пока составляет 5%, но уже к 2025 г. этот показатель должен увеличиться до 20%.

Пока лидером по продажам электромобилей в Китае остается американская Tesla. И впереди она с большим отрывом: в 2020 г. ее поставки в Китае составили 147 445 шт., тогда как Li Auto поставила 32 624 электромобиля, NIO – 43 728 шт., а Xpeng – 27 041 шт., т. е. объемы Tesla более чем на 40% превышают суммарные поставки китайских производителей. В феврале 2021 г., как сообщает The Wall Street Journal со ссылкой на Ассоциацию производителей легковых автомобилей Китая, в стране зафиксирован более чем четырехкратный рост общего объема продаж по сравнению с аналогичным периодом прошлого года – до 1,18 млн шт. Из них 97 000 – электромобили.

Это более чем в 7 раз превышает показатель февраля 2020 г., однако по сравнению с январем 2021 г. цифра оказалась на 38% меньше. Объясняется это тем, что Tesla с начала года снизила стоимость производящегося в Шанхае кроссовера Model Y на 30%, что вызвало эйфорию у китайских покупателей.

Из-за этого, по данным South China Morning Post, поставки Li Auto в феврале рухнули по сравнению с январем на 57% до 2300 шт., NIO – на 23% до 5578 шт., а Xpeng – на 63% до 2223 шт. По мнению аналитиков, китайские производители могут направить привлеченные на Гонконгской бирже средства на разработку новых технологий и расширение дилерской сети, что должно помочь им в борьбе с Tesla за долю на крупнейшем в мире рынке электромобилей.

Тем временем акции самой Tesla опять резко дешевеют. На недавнем пике, зафиксированном 26 января, ее бумаги котировались на уровне $880, сейчас – в районе $560. Таким образом, с учетом 4%-ного снижения 8 марта суммарное падение стоимости акций Tesla с уровня предыдущего максимума уже превысило 35%. Рыночная капитализация компании за этот период сократилась на $308 млрд до $540 млрд.

Это уже третье значительное падение стоимости акций компании за последний год: в марте 2020 г. котировки падали на 61% (рыночная капитализация составила $67 млрд), в сентябре – на 34% (рыночная капитализация составила $308 млрд). Правда, потом они всякий раз отрастали до еще более высоких значений. Поведут ли цены себя так же и на сей раз, пока сомнительно: как отмечает Forbes, нынешнее падение котировок Tesla проходит на фоне общего охлаждения интереса к акциям технологических компаний.