Продажи легковых автомобилей с пробегом за пять месяцев выросли на 28%

Новые автомобили в дефиците и продолжают дорожать
Максим Стулов / Ведомости

Объем рынка легковых автомобилей с пробегом в России по итогам мая 2021 г. составил 465 400 шт., что на 52,6% выше показателей мая прошлого года, подсчитало аналитическое агентство «Автостат». По итогам пяти месяцев 2021 г. вторичный рынок также показывает рост: объем купленных легковых автомобилей с пробегом в этот период составил 2,261 млн единиц, что на 28,3% больше, чем в январе – мае 2020 г., подсчитало агентство. 

Лидером на вторичном рынке остается российская Lada с долей 23% от общего объема перепроданных автомобилей. В количественном выражении это соответствует 107 600 экземпляров, что на 43% больше, чем год назад. На втором месте – японская Toyota, результат которой составил 50 900 подержанных автомобилей (+46%). На третьем месте – корейский бренд Hyundai, объем перепродаж которого равен 27 100 единиц (+69,6%). Почти таким же количеством разошлась еще одна корейская марка – Kia (27 000), которая показала самый большой рост рынка в топ-10 – плюс 75,8%. В пятерку самых востребованных на вторичном рынке попал и японский Nissan – 25 800 единиц, +47%.

В прошлом году на авторынок сильное негативное воздействие оказали карантинные ограничения, введенные в апреле – мае из-за распространения коронавируса, указывает «Автостат». Тогда вопрос регулирования работы дилерских центров и станций техобслуживания был отдан на откуп регионам. Они в основном последовали примеру Москвы, которая закрыла двери в автосалоны почти на два месяца. В результате продажи новых легковых и легких коммерческих автомобилей в апреле упали на 72% год к году до 38 900 единиц. Это антирекорд за всю историю наблюдений, признавала Ассоциация европейского бизнеса, которая ведет эту статистику. В мае ситуация немного выровнялась – рынок был ниже доковидных параметров на 52% (63 000 штук). Падение продаж легковых автомобилей с пробегом в апреле 2020 г. составило 48%, в мае – 29% до 252 000 и 305 000 единиц соответственно, подсчитывал «Автостат». 

Вместе с тем майские продажи 2021 г. превзошли аналогичные значения не только 2020 г., но и доковидного 2019 года: на 9% – за май и на 10% – за пять месяцев, следует из данных агентства. Сказывается сохраняющийся дефицит на рынке новых автомобилей и рост цен, объяснил «Ведомостям» исполнительный директор «Автостата» Сергей Удалов. Средневзвешенная (с учетом доли на рынке. – «Ведомости») цена нового легкового автомобиля в России в январе – апреле 2021 г. выросла на 12% по сравнению с тем же периодом прошлого года и составила 1,87 млн руб., следует из данных «Автостата». До конца года цены вырастут еще не менее чем на 5%, чтобы догнать выросшие в прошлом году доллар и евро, говорил «Ведомостям» глава ассоциации «Российские автодилеры» Вячеслав Зубарев. «Цены, на мой взгляд, пока еще будут расти какое-то время, пока есть дефицит и недопоставка машин. Но при восстановлении производства и поставок цены остановятся. Когда это может произойти – сложно сказать», – говорит Удалов. 

Дефицит новых автомобилей в России образовался в конце лета 2020 г. как следствие отложенного спроса, который сформировался в апреле – мае, когда салоны в большинстве регионов страны были закрыты из-за ковида. Автозаводы частично простаивали весной наравне с дилерами, но для них ситуация осложнилась нарушением поставок компонентов из-за рубежа, что вынудило их резко снизить темп выпуска продукции. «Для отрасли все еще актуален дефицит автомобилей. Это сейчас один из главных факторов, влияющих на динамику рынка. Можно ожидать, что дефицит будет сохраняться еще как минимум 2–3 квартала, кардинальных изменений пока не произошло», – сказал «Ведомостям» предправления автодилера «Авилон» Андрей Павлович. Помимо проблем, порожденных пандемией, – приостановки заводов, нарушения цепочек поставок комплектующих – в отрасли сейчас наблюдается нехватка микрочипов, которая влияет на весь рынок, отмечает топ-менеджер. «Время ожидания поставок ряда моделей у разных марок увеличилось, задержка может составлять около 7–8 недель», – поясняет он. 

Про сохранение дефицита новых автомобилей говорит и представитель «Рольфа». А по оценке гендиректора группы «Автоdom» Андрея Ольховского, проблема дефицита будет решена ближе к концу первого полугодия 2022 г. У торговцев по-прежнему не хватает автомобилей премиум-сегмента с высокотехнологичными опциями. При этом спрос на новые автомобили высокий, констатирует Павлович. «Он подогрет не только дефицитом машин, но и растущими ценами на них – люди спешат сделать покупку до очередного подорожания. Можно ожидать, что во II квартале цены на новые автомобили вырастут в среднем на 3%», – считает топ-менеджер. 

По итогам 2020 г. в России было продано 5,497 млн легковых автомобилей с пробегом. Базовый прогноз на 2021 г. предполагает снижение продаж на 1%, пессимистичный вариант – сохранение рынка на уровне прошлого года, говорит Удалов.