Электромобили лишают нулевой ввозной пошлины

Это не поможет активнее развивать сборку авто на электротяге в РФ, считают эксперты
Концепция развития электротранспорта в России предполагает развитие электрозарядок/ Максим Стулов / Ведомости

Совет Евразийской экономической комиссии (ЕЭК) на заседании 29 октября рассмотрит вопрос продления нулевой пошлины на ввоз электромобилей до 2024 г., сообщил «Ведомостям» источник, знакомый с повесткой заседания. По его словам, на нем российская сторона выступит против данной инициативы. Источник «Ведомостей» в финансово-экономическом блоке правительства подтвердил эту информацию. А решения в ЕЭК принимаются только единогласно.

Консолидатором позиции от лица России в ЕЭК является Минэкономразвития. Представитель ведомства сказал «Ведомостям», что комментарии по этому вопросу до заседания ЕЭК преждевременны. Но представитель Минпромторга, позиция которого также имеет значительный вес при решении вопроса о пошлинах на ввоз авто на электротяге, ранее в беседе с «Ведомостями» подчеркивал, что обнуление ставки не способствует инвестициям в производство транспортных средств с низким углеродным следом и компонентов для них. Комментировать данный вопрос в преддверии совета ЕЭК он также отказался.

Пошлина была обнулена в мае 2020 г. для создания стимулов к формированию зарядной инфраструктуры, а также с учетом отсутствия производства в Евразийском экономическом союзе (ЕАЭС; помимо РФ входят Белоруссия, Казахстан, Армения и Киргизия) электромобилей и их резкого подорожания в результате ослабления нацвалют. Она действует до конца 2021 г.

В конце мая «Коммерсантъ» писал, что, несмотря на планы правительства России по поддержке развития рынка электромобилей, ни одна из стран союза не выступила за продление нулевой ставки пошлины и с 2022 г. при ввозе автомобиля с электродвигателем на пространство ЕАЭС придется заплатить 15% от его таможенной стоимости. Но в начале августа, как сообщали «Ведомости», Белоруссия предложила ЕЭК продлить до 31 декабря 2023 г. действие нулевой пошлины для электромобилей. Это предложение было передано остальным государствам ЕАЭС для формирования позиции.

Единственным массовым проектом развития электротранспорта в России остается московский электробус. К концу 2021 г. в столице будет 600 электробусов «КамАЗ», более 200 уже поставила «Группа ГАЗ». Кроме того, с июня 2021 г. две электрические «Газели» работают на пассажирских маршрутах в Нижнем Новгороде, еще одна такая машина была недавно передана в тестовую эксплуатацию «Почте России».

Число легковых электромобилей в России увеличивается, но за счет эффекта низкой базы: с конца 2020 г. по май 2021 г. парк вырос в 1,8 раза почти до 11 500 шт., следует из данных аналитического агентства «Автостат». Согласно данным Ассоциации европейского бизнеса, в январе – июне текущего года в России было продано 552 автомобиля на электротяге. По итогам девяти месяцев этого года количество проданных электромобилей выросло до 797 шт., свидетельствуют данные ассоциации. Но до масштабов европейского рынка России пока далеко: по данным Ассоциации европейских производителей автомобилей, в 26 странах ЕС за первое полугодие было продано 356 469 электромобилей, рост составил почти 130%.

В России нет массового производства легкового электротранспорта. В 2011 г. «АвтоВАЗ» на базе Lada Kalina разработал электромобиль Ellada. Он мог проехать на одной зарядке до 140 км и стоил более 1 млн руб. Всего было выпущено около 100 таких машин. Существует еще два проекта компактных электромобилей – Zetta предпринимателя Дениса Щуровского и «Кама», разработанная «Камазом» совместно с Петербургским политехническим университетом. Но первый не может найти финансирование для старта производства, а по второму также идет проработка организации производства и привлечения инвестиций.

Исправить создавшееся положение призвана утвержденная правительством в августе этого года концепция по развитию в РФ электротранспорта до 2030 г. К концу 2024 г. планируется выпустить не менее 25 000 электромобилей и запустить в работу 9400 зарядных станций. К 2030 г. каждый десятый выпускаемый автомобиль должен быть электрическим, а число электрозаправок вырастет минимум до 72 000. Общий бюджет концепции оценивается в 591 млрд руб. до 2030 г., из них более 80% – внебюджетные источники. Минпромторг в сентябре опубликовал проекты расширения действия программ льготного автокредитования и льготного лизинга на российские электромобили, скидка по ним составит 25% (но не более 625 000 руб.).

Блокировка инициативы по продлению нулевой пошлины на ввоз электромобилей в ЕАЭС плохо отразится на рынке таких машин в России, сказала «Ведомостям» председатель Ассоциации развития электромобильного, беспилотного и подключенного транспорта и инфраструктуры Ия Гордеева. Ранее она отмечала, что поддержать предложение Белоруссии по продлению нулевой пошлины было бы важно для развития зарядной инфраструктуры в ЕАЭС. По данным Гордеевой, количество зарядок для электромобилей в РФ за последние два года выросло в 5 раз примерно до 1500 шт.

Не стоит привязываться к зарядной инфраструктуре, парирует руководитель транспортных проектов фонда «Сколково» Кирилл Жанайдаров. Он напомнил про принятую недавно концепцию развития электротранспорта в России, согласно которой государство планирует вкладываться в развитие электрозарядок. «Возвращение пошлин на электромобили не окажет принципиального влияния на рынок. У нас многие автомобили с двигателем внутреннего сгорания подорожали на 40% за этот год безо всяких пошлин. Никакого обвала в части продаж электромобилей, которые и так довольно скромные, тоже не будет», – полагает эксперт. В то же время он отмечает, что возврат пошлин не окажет ожидаемого властями эффекта в виде стимулирования отечественной промышленности к производству электромобилей в России.