Крупные автодилеры стали ввозить машины в Россию по параллельному импорту

На рынке эту бизнес-модель считают выгодной для всех участников процесса
Максим Стулов / Ведомости

Автодилерская группа «Авилон» начала ввозить новые легковые автомобили по параллельному импорту в Россию для перепродажи другим компаниям – продавцам машин. Об этом «Ведомостям» рассказала директор департамента оптовых продаж автомобилей группы «Авилон» Грацин Беленова. Таким образом, автодилер становится альтернативным дистрибутором брендов, которые прекратили поставки машин в Россию после начала СВО на Украине.

До этого, 15 февраля 2023 г., директор по развитию и инновациям «Ключавто» Юлия Овчинникова на форуме ForAuto говорила, что компания создала подразделение, которое ориентировано на работу с автомобилями, поставляемыми в Россию по параллельному импорту. Это позволит обеспечить автотехникой не только «Ключавто», но и партнеров компании, отмечала она.

«Авилон» начал развивать у себя дистрибуторское направление еще в 2022 г., говорит Беленова. Объем партии транспортных средств, которые заказывают у компании дилеры, составляет от 100 до 1000 автомобилей, в основном их привозят из Китая. В качестве примера Беленова приводит завоз в Россию более 850 Volkswagen Bora китайского производства.

«Механизм работает следующим образом: мы заключаем с автодилерами сделку о сотрудничестве, принимаем от них заказы на импорт определенных моделей. Затем закупаем эти автомобили и передаем их в дилерские центры. Мы осуществляем импорт только как юрлицо, что делает покупку более выгодной как для дилеров, так и для конечных клиентов», – говорит Беленова.

Группа закупает для других продавцов машины Mercedes, BMW, Audi, Toyota, Volvo, Volkswagen, Kia и др. По словам топ-менеджера, «Авилон» концентрируется не только на поставках техники премиальных марок. Так, в феврале ожидается очередная партия Volkswagen Bora, а также Tayron и Talagon, Voyah Dreamer, Toyota Camry, FAW B70, Jetta VA3, Hongqi H9 и Hongqi ES9.

Сейчас у «Ключавто» в наличии около 4000 машин, привезенных по параллельному импорту для других дилеров и собственных розничных продаж компании, сказала Овчинникова «Ведомостям». Прогнозировать что-то на этот год сложно, признает она. По словам топ-менеджера, спрос сейчас больше на бюджетные машины, хотя перспективы есть и в премиум-сегменте.

«Мы обеспечиваем партнеров пулом маркетинговых инструментов для продвижения моделей, не влияем на розничную цену – это более комфортно, чем классический дистрибутор. Но берем на себя самое сложное – логистику и доставку автомобилей», – говорила она на форуме ForAuto.

Поставка автомобилей – это только 20% от того, что должно присутствовать у дистрибутора в классическом смысле, но это «все равно лучше, чем ничего», добавляет гендиректор дилера «Автодом» Андрей Ольховский.

В текущей ситуации данная бизнес-модель выгодна для всех участников рынка, соглашается гендиректор «Автоспеццентра» Андрей Терлюкевич. «Организация параллельного импорта в крупных масштабах – это сложный и дорогостоящий процесс как с точки зрения логистики и таможни, так и с точки зрения затрат на выкуп самих автомобилей. Поэтому сейчас крупные дилеры самостоятельно или объединившись друг с другом действительно привозят крупные партии автомобилей по параллельному импорту. Они могут продавать их самостоятельно или продавать небольшим дилерам в другие регионы, где они не пересекаются по продажам», – рассуждает он.

«Автоспеццентр» пока не занимается параллельным импортом в масштабах дистрибутора, отмечает Терлюкевич. Не делает этого и «Рольф», говорил директор по развитию компании Владимир Мирошников на ForAutо. Но если у «Рольфа» будут появляться дополнительные объемы техники, компания предложит их дилерам, пояснял он.

Правительство разрешило параллельный импорт, т. е. ввоз оригинальных товаров без согласия правообладателя, 30 марта 2022 г. В начале мая Минпромторг опубликовал перечень товаров, допущенных в этот режим. В него попали 50 автомобильных марок, преимущественно среднего, премиального и люксового сегментов, а также коммерческая техника. В основном это те производители, которые первыми заявили о приостановке поставок или производства в России после начала СВО. Этот список неоднократно пополнялся.

На протяжении лета 2022 г. правительство дорабатывало механизм параллельного импорта автомобилей, и активно он заработал только осенью. Поэтому пока доля машин, которые завозят в Россию без разрешения правообладателя, относительно невелика. По данным аналитического агентства «Автостат», за 2022 г. на долю параллельного импорта пришлось 12% из 626 300 проданных новых легковых машин в стране. Причем в эту долю входят и те автомобили, которые были ввезены физлицами, что было возможно и до разрешения параллельного импорта для юрлиц.

В январе 2023 г. в России был продан 45 231 новый легковой автомобиль, 25 430 из них (39%) – импорт, следует из данных СП «Автостата» и Системы электронных паспортов транспортных средств. Из этого количества около 17 000 пришлось на официальные поставки китайских машин, 8000 – на остальной импорт, из которого только 20% ввезли юрлица.

Исполнительный директор «Автостата» Сергей Удалов называет такую схему параллельного импорта для дилеров «рабочей», особенно в случае нахождения оптимального соотношения обменных курсов и логистических маршрутов. Не все дилеры готовы связываться с логистикой и таможней, поэтому им проще купить машины у других, более крупных игроков, поясняет он. По словам Удалова, сейчас дилеры ввозят по такой схеме в основном машины премиального сегмента, но при развитии каналов поставок возможен и переход на более дешевые модели.

Учитывая безальтернативность параллельного импорта для поставок подавляющего большинства ушедших из России марок, сложно рассуждать о его преимуществах и недостатках, считает директор юридического департамента, партнер Центра по работе с проблемными активами Константин Богородицкий. По его словам, сейчас параллельный импорт со стороны дилеров востребован почти исключительно в целях ввоза автомобилей премиального и люксового сегментов. Применить в этом случае льготную ставку утильсбора невозможно, но и расходы на него не столь критичны с точки зрения ценообразования на машину, поясняет юрист.

«Ведомости» направили вопросы в Минпромторг.