Старт продаж обновленной Lada Vesta может сдвинуться на месяц
Автодилеры надеются передать первые машины клиентам только в июнеОбновленный бестселлер «АвтоВАЗа» Lada Vesta должен поступить первым покупателям в июне 2023 г. Такой срок прогнозируют «Ведомостям» продавцы марки по итогам дилерской конференции Lada, которая прошла 12 апреля 2023 г. в Сочи. Ранее президент автоконцерна Максим Соколов говорил, что продажи новинки должны начаться в мае, когда будут сформированы стоки у завода и дилеров.
Представитель «АвтоВАЗа» пояснил «Ведомостям», что завод планирует первые отгрузки Lada Vesta дилерам в мае 2023 г., но сами продажи будут зависеть от того, когда именно салоны получат автомобили, что пока не известно. Обычно первые выдачи новинки клиентам происходят в течение месяца после того, как автомобиль появляется на складах дилера, говорит представитель ассоциации «Российские автодилеры».
Повторный старт производства Lada Vesta NG (New Generation) состоялся 3 марта 2023 г. и уже не в Ижевске, где до СВО запускали эту модель, а на основной площадке «АвтоВАЗа» в Тольятти. На старте производства новинка комплектуется только 8-клапанным двигателем объемом 1,6 л мощностью 90 л. с. Пока дилерам она не поступает. С мая автомобиль начнут комплектовать 16-клапанным мотором с отдачей 106 л. с., обещал ранее Соколов. 14 апреля компания сообщила о возобновлении производства этого мотора. В марте «АвтоВАЗ» ожидал, что выпустит в этом году около 100 000 Lada Vesta NG.
Отгрузки обновленной Lada Vesta в дилерскую сеть планируется начать в мае, цены завод пока не обозначил, говорит источник «Ведомостей» в региональном дилерском холдинге. «Если машины поступят в первой половине мая, то будут доступны для клиентов в мае, а если во второй половине месяца – то уже в июне», – отмечает собеседник. «Напрямую «АвтоВАЗ» об этом не говорит, но думаю, что реально клиенты смогут забрать свои машины в июне», – ожидает один из федеральных дилеров марки.
Его слова подтверждает и крупный региональный продавец, добавляя, что индикатор по поставкам машин в салоны – май 2023 г., а начало продаж – в июне.
В мае планируют отгрузить дилерской сети то, что смогут укомплектовать, полагает еще один федеральный продавец Lada. Сколько поступит таких машин, собеседнику «Ведомостей» пока непонятно. По его словам, некомплектные автомобили «АвтоВАЗ» ставит на накопительные площадки на заводе и по мере доукомплектования будет отгружать дилерам. Но часть мая завод работать не будет, напоминает источник, и количество отгруженных машин будет меньше.
«АвтоВАЗ» был вынужден перенести трехнедельный корпоративный отпуск, начало которого было запланировано на 24 июля 2023 г., на период с 29 мая по 19 июня из-за дефицита компонентов («Ведомости» писали об этом 30 марта). Весной 2023 г. ряд поставщиков нарушили имеющиеся договоренности и уведомили компанию о прекращении поставок комплектующих, сообщал автоконцерн. Из-за этого безостановочное производство полнокомплектных автомобилей будет невозможно уже со второй половины мая 2023 г., предупреждал «АвтоВАЗ».
Тем не менее ни тогда, ни на дилерской конференции завод не отказался от планов по выпуску 400 000 автомобилей в 2023 г. По словам топ-менеджера одного из дилерских холдингов, который присутствовал на мероприятии, «АвтоВАЗ» на нем обозначил план по производству 401 000 машин в этом году. Это количество включает в себя и те 10 000 автомобилей, которые предполагается собрать на бывшем заводе Nissan в Санкт-Петербурге. Речь идет о кроссовере Lada X-cross 5, который, судя по всему, представляет собой копию китайской FAW Bestune T77. Предполагается, что его начнут выпускать с сентября 2023 г.
Lada Vesta в 2021 г. до кризиса была самой популярной машиной у россиян. По итогам того года было продано 113 698 машин этой модели, следует из данных Ассоциации европейского бизнеса. В 2022 г. продажи Vesta упали почти в 4 раза до 29 206 шт., а сама модель опустилась на 3-е место в топе рынка. Общие продажи «АвтоВАЗа» снизились в прошлом году на 46% до 188 645 машин, а в I квартале 2023 г. выросли на 22% до 64 240 шт.
Вопрос в том, насколько критичны для автомобиля те компоненты, которых «АвтоВАЗу» сейчас не хватает, говорит автоэксперт Владимир Беспалов. Если речь идет о деталях, которыми можно доукомплектовать уже собранный автомобиль на заводской площадке, то тогда отгрузки могут состояться в срок, полагает эксперт. При таком раскладе даже в случае неритмичной поставки комплектующих впредь автомобили можно будет выпустить и держать на складе завода, рассуждает он. Тогда, вероятно, «АвтоВАЗ» сможет выполнить свой годовой план в 100 000 Lada Vesta, допускает Беспалов. Но риски, связанные с непоставкой комплектующих, остаются для завода очень высокими, подчеркнул он.
«АвтоВАЗ» если и сможет отгрузить сколько-то обновленных Lada Vesta в срок, то, скорее всего, это будут только машины для шоурумов салонов и тест-драйвов, говорит исполнительный директор «Автостата» Сергей Удалов. Возможности компании выполнить заявленные планы зависят от серьезности проблем с компонентами, полагает он. «Пока кажется, что по итогам прошедших месяцев полностью план может оказаться невыполненным», – резюмирует аналитик.