Российские автоконцерны снова просят поднять утильсбор

«Камаз» ради этого даже обещает заморозить цены на грузовики
«АвтоВАЗ» и «Камаз» считают необходимым поднять утилизационный сбор на производимую компаниями автотехнику/ ТАСС

«АвтоВАЗ» и «Камаз» считают необходимым поднять утилизационный сбор на производимую компаниями автотехнику. Об этом 31 мая гендиректор «Камаза» Сергей Когогин и президент «АвтоВАЗа» Максим Соколов рассказали на коллегии Минпромторга.

«Утильсбор повышать надо, мы готовы взять на себя обязательство не поднимать цены до конца года», – сказал Когогин, имея в виду седельные тягачи и самосвалы «Камаза». Сейчас размер сбора на такую технику массой от 20 до 50 т составляет 1 млн и 1,3 млн руб. соответственно. По его словам, нынешний размер утильсбора давно перестал сдерживать импортеров автотехники.

«Это касается в первую очередь легковых машин. Уровень цен на них сформировался достаточно спекулятивный, и утильсбор уже на него никак не влияет», – пояснил Когогин. По мнению топ-менеджера, цены на машины от очередной индексации не вырастут, а дополнительные средства от сбора можно будет направить на поддержку локальных автопроизводителей.

Утильсбор – разовый платеж на будущую утилизацию техники, который позиционируется как экологический и взимается с 2017 г. Сбор платится за каждую единицу транспортного средства из расчета базовой ставки (от 20 000 до 172 500 руб. в зависимости от типа машины), умноженной на коэффициент, зависящий от вида техники, массы, возраста и объема двигателя. Изначально сбор распространялся только на импортные машины, но с 2014 г. уплачивать его обязали и российских производителей (в соответствии с нормами ВТО). Но тогда же для отечественных заводов ввели промышленные субсидии, которые де-факто компенсируют утильсбор, хотя официально с ним и не связаны.

Утильсбор на легковые машины в последний раз поднимали в 2020 г. – на 46% для автомобилей с объемом двигателя до 1 л и на 145% для машин с двигателем от 3,5 л. Сбор на самые массовые машины – с двигателем от 1 до 2 л – вырос более чем в 2 раза (112%).

Индексация необходима для защиты российского рынка от экспансии китайских брендов, поддержал Когогина Соколов. В классе автомобилей с объемом двигателя от 1 до 2 л, которые выпускает «АвтоВАЗ», надо увеличить сбор до 300 000 руб. за машину, полагает президент автоконцерна. Сейчас утильсбор на эту категорию транспортных средств составляет 178 000 руб. Отказ от повышения негативно скажется на финансовой модели «АвтоВАЗа» и на возможности инвестировать в разработку собственных моделей, добавил Соколов.

По его словам, этой весной дискуссия в правительстве на предмет индексации утильсбора стала интенсивнее. «Надеемся на ее скорейшее завершение, поскольку экспансия со стороны китайских брендов сейчас достаточно активная и иногда их совокупные продажи сравнимы или превышают вазовские», – отметил топ-менеджер.

«АвтоВАЗ» не впервые поднимает тему индексации утильсбора. Соколов говорил об этом в начале 2023 г. на пресс-конференции по итогам работы компании в 2022 г. В мае Совет Федерации предложил правительству поднять утильсбор на автотехнику, и «АвтоВАЗ» поддержал данное предложение (об этом писал «Коммерсантъ»). Вице-премьер, министр промышленности и торговли Денис Мантуров в середине мая говорил в интервью ТАСС, что этот вопрос сейчас интенсивно обсуждается в правительстве и в ближайшее время будут взвешены все «за» и «против» и будет принято решение.

«Ведомости» направили запросы в Минпромторг, группу ГАЗ и «Соллерс».

К сожалению, вероятность того, что на сегмент продукции «АвтоВАЗа» утильсбор все-таки поднимут, выше, чем то, что все оставят как есть, говорит независимый консультант по автопрому Сергей Бургазлиев. В таком случае завод окажется в еще более привилегированном положении и, очевидно, повысит цены, полагает эксперт.

«Введение повышенного коэффициента утильсбора в сегменте грузовой техники приведет к тому, что китайские конкуренты «Камаза» подорожают и спрос на них может снизиться. Но поскольку «Камаз» не может удовлетворить текущие потребности рынка, то большое число добывающих, строительных и индустриальных проектов могут столкнуться с существенной нехваткой тяжелой техники. Это создаст риски совсем иного порядка для развития страны», – полагает эксперт.