Почему таксисты просят не заставлять их покупать автомобили российской сборки

Это может привести к росту цен на машины и перевозки
Остро ощущается нехватка легковых машин компакт-класса стоимостью до 1 млн руб., поскольку именно они в основном востребованы в такси и каршеринге, говорится в письме/ Максим Стулов / Ведомости

Ассоциация «Национальный совет такси» (НСТ) попросила премьер-министра Михаила Мишустина не принуждать бизнес в сегменте перевозок легковыми такси к покупке исключительно локализованных в России автомобилей. Об этом говорится в письме НСТ за подписью исполнительного директора ассоциации Натальи Лозинской от 25 июля (копия есть у «Ведомостей»). В аппарате правительства «Ведомостям» подтвердили получение данного письма, воздержавшись от дальнейших комментариев.

В январе 2023 г. глава комитета Совета Федерации по экономической политике Андрей Кутепов (представляет Санкт-Петербург) впервые предложил наделить правительство правом устанавливать требования к уровню локализации машин, используемых в качестве такси. Речь шла о том, чтобы дополнительно простимулировать спрос на отечественные автомобили со стороны таксомоторной отрасли, следовало из пояснительной записки сенатора. Новая норма оформлена в виде изменений в постановление № 719, регламентирующее локализацию промпродукции в России.

Позднее эта тема также обсуждалась на президиуме Госсовета РФ в начале апреля. По его итогам президент Владимир Путин поручил правительству к 1 августа рассмотреть вопрос разработки требований по локализации машин такси и каршеринга «с учетом возможного объема их производства отечественными автозаводами».

Дорого и мало

С учетом массового неудовлетворенного спроса на российскую автотехнику это предложение больше похоже на инициативу передела рынка перевозок, считают в НСТ. «Нельзя заставить предпринимателей покупать то, чего нет в продаже, а если и есть, то по цене, ведущей к банкротству», – говорится в письме. По мнению НСТ, принудительная локализация машин для такси и каршеринга вызовет «массовое недовольство» в соответствующих отраслях. Пользователей ждет резкий рост цен на эти услуги и ухудшение транспортной доступности.

По оценке НСТ, цены на машины отечественной сборки эконом-класса за последнее время выросли на 70–80%: в 2023 г. цена на автомобиль, стоивший ранее около 1 млн руб., поднялась до 1,8–2 млн руб. При таком росте цен на рынке имеется явный дефицит машин, отмечает НСТ. По данным Росстата, выпуск легковых автомобилей в РФ в первом полугодии 2023 г. снизился на 30% в годовом выражении до 197 000 шт.

Остро ощущается нехватка легковых машин компакт-класса стоимостью до 1 млн руб., поскольку именно они в основном востребованы в такси и каршеринге, говорится в письме. Кроме того, автомобили с автоматической коробкой передач и антиблокировочной системой тормозов в России сейчас не делают, а китайский импорт не может перекрыть неудовлетворенный спрос из-за высоких цен, подчеркивает НСТ.

По оценке руководителя центра компетенций международного евразийского форума «Такси» Станислава Швагеруса, ежегодная потребность рынка такси в обновлении парка составляет порядка 200 000 автомобилей, а сейчас удается обновить только пятую часть из этого объема.

Таксопарки в России эксплуатируют преимущественно автомобили отечественной сборки, говорит представитель «Яндекс.Такси». В последние два года на рынке стали появляться импортные китайские машины, но их доля не превышает нескольких процентов – это преимущественно кроссоверы, цена и характеристики которых подходят под спрос для такси повышенных классов, отмечает он.

Ведомства разошлись во мнениях

На межведомственном уровне консенсуса в отношении данной инициативы пока нет. Минпромторг поддерживает использование высоколокализованных автомобилей в такси и каршеринге, говорит представитель ведомства. По его словам, подобный механизм регулирования может способствовать стимулированию спроса на машины отечественного производства. Сейчас на межведомственном уровне продолжается проработка различных вариантов применения соответствующих требований, говорит собеседник. «Учитываются все позиции, в том числе возможности отечественных автопроизводителей и их готовность обеспечить предложение в разных сегментах», – поясняет он.

Представитель Минэкономразвития лишь подтвердил, что идет рабочий процесс обсуждения в рамках проработки инициативы. Но, как следует из письма (есть у «Ведомостей») профильного замминистра Максима Колесникова от 8 июля в Минпромторг, законопроект Кутепова требует существенной доработки. Колесников отмечает, что закон «Об организации перевозок легковым такси» (580-ФЗ) «и так устанавливает исчерпывающий набор требований» к автомобилю для обеспечения безопасности перевозок.

Установка обязательного требования к минимальному уровню локализации легковых такси создает преференциальный режим для отечественного автопрома, считает Минэк. «Это нарушает принципы рыночной экономики и оказывает негативное влияние на уровень конкурентоспособности отечественных производителей», – пишет Колесников. Он также указывает на то, что такой практики нет и в государствах – членах ЕАЭС.

ФАС также считает, что введение подобных требований к такси является преждевременным, следует из письма замруководителя службы Геннадия Магазинова в Минпромторг от 1 июня (есть у «Ведомостей»). По мнению ФАС, введение таких требований в отношении такси может усилить дисбаланс между спросом и предложением на рынке. Служба указывает, что впоследствии это может привести к росту цен не только на автомобили, но и на услуги легкового такси. «Ведомости» направили запрос в ФАС.

Спрос превышает предложение

По мере наращивания производства на российских заводах таксопарки готовы приобретать больше отечественных автомобилей, говорит представитель «Яндекс.Такси». По его мнению, для этого не нужны дополнительные меры регулирования: спрос на автомобили в отрасли сейчас значимо превышает предложение и любые дополнительные ограничения осложнят работу таксопарков.

Но инициатива преждевременна, пока в России не восстановились объемы выпуска легковых машин, говорит исполнительный директор «Автостата» Сергей Удалов. «Седаны делает, по сути, только «АвтоВАЗ» – модели Granta и Vesta, которая еще не вышла на ожидаемые объемы. А это самый популярный тип кузова автомобиля для такси и каршеринга», – отмечает он.

Поскольку объемов выпуска машин других марок в стране пока недостаточно, такая мера вызовет сложности, подчеркивает аналитик: «Просто не ясно, что такси и каршеринг тогда будут закупать. Либо у нас в такси останутся только машины «АвтоВАЗа».

Принятие данной инициативы в первую очередь ограничит выбор транспортных средств, говорит основатель ставропольского такси «Престиж» Александр Деренко. По его словам, сейчас и отечественную машину, заказанную в простой комплектации, приходится ждать около трех недель. В случае введения ограничений по уровню локализации усилится дефицит машин – соответственно, вырастут цены, полагает предприниматель.

«АвтоВАЗ» считает важным, чтобы в условиях санкционного давления отечественная сеть такси была устойчива и независима от поставок импортных автомобилей и запчастей, говорит представитель компании. «Наши граждане должны иметь доступ к инфраструктуре такси в любое время, независимо от каких-либо санкционных ограничений. Поэтому считаем совершенно правильным, чтобы правительство имело полномочия устанавливать требования к локализации автомобилей легкового такси», – отметил собеседник.

Представитель Chery отказался от комментариев. Haval является локализованным производителем в РФ и положительно оценивает данные меры, говорит представитель компании. Он напомнил, что автомобили марки выпускаются на заводе полного цикла в Тульской области и пользуются популярностью в такси и каршеринге. «Ведомости» направили также вопросы в «Автотор».