Минэкономразвития прогнозирует рост авторынка почти в 1,8 раза в 2023 году

Во многом он будет обеспечен развитием импорта
Евгений Разумный / Ведомости

Продажи легковых автомобилей в России по итогам 2023 г. составят 1,059 млн единиц против 606 860 машин в 2022 г. В последующие годы рынок ждет плавный рост: до 1,108 млн в 2024 г., 1,163 млн в 2025 г. и 1,225 млн автомобилей в 2026 г. Об этом говорится в прогнозе социально-экономического развития России на соответствующие годы. Документ есть у «Ведомостей».

Основу рынка в 2023 г., как и годом ранее, составит категория легковых машин мощностью от 90 до 150 л. с., следует из прогноза. На нее будет приходиться почти половина продаж, или 524 620 транспортных средств. Как правило, это автомобили компактного и среднего классов с объемом двигателя от 1,4 до 2 л.

Второе место по массовости занимает категория машин мощностью от 150 до 200 л. с. В прошлом году ее объем составил 110 080 автомобилей, прогноз на этот год – 192 020 единиц. Это почти шестая часть рынка – как для 2022 г., так и для 2023 г. Вплотную к ней приблизился сегмент компактных машин мощностью до 90 л. с. Предполагается, что в этом году их продажи составят 189 180 единиц против 108 450 шт. в 2022 г.

По прогнозу Минэкономразвития, экспорт российской легковой автотехники за рубеж в этом году снизится в 7 раз по сравнению с 2022 г. до 5000 машин. Это худший результат с 2011 г. Восстановление экспорта в последующие годы будет проходить медленно. В 2024 г. объем поставок за рубеж составит 6500 автомобилей, в 2025 г. – 10 080 машин, а в 2026 г. – 12 090 единиц техники, следует из документа.

Зато в этом году резко – почти в 3 раза – вырастет импорт легковых машин в Россию. На него будет приходиться почти каждый второй купленный в стране автомобиль. В сумме этот показатель составит 444 280 единиц техники против 156 520 машин за прошлый год, говорится в прогнозе. Примечательно, что, согласно видению министерства на последующие периоды, импорт будет существенно снижаться: с 382 350 автомобилей в 2024 г. до 257 800 шт. в 2026 г.

По данным аналитического агентства «Автостат», из общего объема проданных в августе новых легковых автомобилей (109 731 единица) 46% было импортировано, а еще 13% ввезено по так называемому альтернативному импорту. Это ввоз техники юрлицами без разрешения правообладателя либо ввоз физлицами. На российские марки в августе пришлось 29% продаж, оставшиеся 12% – иномарки местной сборки.

В марочной структуре российского рынка после ухода ключевых западных, корейских и японских автоконцернов продолжают доминировать китайские бренды. В августе их совокупная доля достигла 56% против 51% в июле 2023 г. и 26% в августе 2022 г., следует из данных «Автостата». Для сравнения: доля российских брендов в августе этого года составила 29% против 31% в июле и 39% в августе прошлого года.

На текущие объемы рынок смог выйти за счет разрешения параллельного импорта, поясняет исполнительный директор «Автостата» Сергей Удалов. По его словам, китайские автоконцерны не заинтересованы в сборке и локализации автотехники в России, а рост производства местных брендов пока не реализован. Это подтверждают и данные Росстата: за восемь месяцев выпуск легковых машин снизился на 10% год к году до 294 000 единиц.

«Учитывая прогнозируемое снижение импорта, в том числе за счет повышения утильсбора, непонятно, чем будут торговать на рынке при прогнозируемом росте спроса. Произошла смена очередности: сначала надо было нарастить внутреннее производство, а потом – сокращать импорт», – полагает эксперт. С 1 августа в России ставка утилизационного сбора на легковые машины была повышена в среднем в 1,7–3,7 раза в зависимости от объема двигателя, было отменено большинство льгот для физических лиц при уплате утилизационного сбора.