Что произошло с локализацией отечественных автомобилей после ухода иностранцев

Ощутимо увеличить «российскость» своих машин смог только «АвтоВАЗ»
«АвтоВАЗу» удалось поднять локализацию Lada/ Максим Стулов / Ведомости

Крупнейшие российские производители легковых и легких коммерческих (LCV) автомобилей не сумели заметно увеличить локализацию своей продукции после ухода с рынка западных, корейских и японских автоконцернов в 2022 г. Это следует из заключений Минпромторга, с которыми ознакомились «Ведомости». Существенно увеличить отечественную составляющую смог только «АвтоВАЗ».

Балльная оценка степени локализации в автопроме была введена в 2019 г. Она не только является индикатором «российскости» выпускаемых в нашей стране машин, но и позволяет компаниям, подписавшим специнвестконтракт (СПИК), претендовать на участие в госзакупках транспортных средств и госпрограммах поддержки спроса. Пропорционально набранному количеству баллов автоконцерн также получает промсубсидии, частично компенсирующие утильсбор. Максимальное количество баллов, которое может набрать автопроизводитель из числа подписавших СПИК первой версии (СПИК 1.0), составляет 7000. Такие контракты заключены у большинства автозаводов в стране.

Granta стала более русской

Локализация самой продаваемой в России легковой машины – Lada Granta на 20 июля 2023 г. (последнее из доступных заключений Минпромторга) составила 5135 баллов. Еще в начале сентября 2022 г. Granta набирала 3741 балл. При этом 919 из 1394 новых баллов этой модели принесли НИОКР, следует из заключения Минпромторга. Баллы за такие работы начисляются исходя из объема инвестиций в НИОКР пропорционально выручке предприятия. Инвестпрограмма «АвтоВАЗа» на 2023 г. должна составить около 40 млрд руб., говорил президент компании Максим Соколов. Сколько из них будет потрачено на НИОКР, не известно.

Затраты на НИОКР также помогли существенно нарастить локализацию моделей Niva Legend и Niva Travel. Если на конец 2021 г. Niva Legend набирала 3870 баллов, то на 16 августа 2023 г. – уже 5216. Локализация Niva Tavel за это время выросла на 1040 баллов до 5196, следует из заключений Минпромторга. В обоих случаях по 775 баллов принесли именно НИОКР.

По словам представителя «АвтоВАЗа», основной вклад в эти результаты внесли локализованные электронные компоненты. В первую очередь это блоки управления двигателем, кузовной электроникой и приборные панели, а также необходимое ПО, настройка и тестирование, что непосредственно относится к НИОКР, пояснил собеседник.

«Буханки» отстают

Локализация основной модельной линейки Ульяновского автозавода(УАЗ; входит в группу «Соллерс») за год с сентября 2022 г. незначительно снизилась либо осталась на прежнем уровне. В частности, «УАЗ Hunter» год назад набирал 2920–3190 баллов в зависимости от модификации, коммерческий «УАЗ Profi» – около 2950 баллов, Patriot – 2880 баллов, а старый грузовой ряд (СГР, или «буханка») – от 2704 до 2939 баллов. 

На 15 сентября в ГИС «Промышленность» имеется два заключения Минпромторга в отношении УАЗа. По одному из них модель Hunter набирает 2854 балла, Profi и Patriot – по 2809 баллов, СГР – от 2654 до 2854 баллов. По второму все модели УАЗа оцениваются в диапазоне от 1909 до 2109 баллов. Как пояснил «Ведомостям» представитель «Соллерса», второе заключение было получено для соответствия программе экспортных субсидий, поскольку компания в этом году поставляет технику в ближнее зарубежье. 

Количество баллов может варьироваться в зависимости от даты подачи заявления и уровня локализации продукции на тот момент, говорит представитель Минпромторга. По его словам, первое заявление было подано «Соллерсом» 26 апреля и объем подтвержденных баллов по нему действительно 1909–2109. Вторая заявка подана 9 июня, и к тому времени предприятием были собраны подтверждающие документы на большее количество баллов. 

Кроме этого для разных мер господдержки установлены разные пороги по локализации, продолжает представитель ведомства. «Например, в рамках постановления № 191 (экспортные субсидии. – «Ведомости») в отношении автомобилестроения установлены следующие пороговые значения: не менее 1200 баллов с 1 января 2022 г. и не менее 1400 баллов с 1 января 2025 г.», – поясняет он.

«Газели» перешли на импорт

Сравнение сопоставимых по датам заключений на продукцию группы ГАЗ за 2022 и 2023 гг. показывает разнонаправленную динамику. Например, локализация машин «Скорой помощи» на базе «Газель Next» с бензиновым двигателем снизилась с 4124 до 3771 балла. А по дизельному фургону «Газель Next» баллы выросли с 3209 до 3361.

По отдельным модификациям небольшая потеря баллов действительно есть, подтверждает представитель компании. Он связывает это с уходом зарубежных поставщиков компонентов, у которых были заводы в России, и с вынужденной заменой их продукции на импорт из дружественных стран. «Российских аналогов в компонентной отрасли пока не появилось. И мы считаем, что регулятор должен учитывать это при дальнейшем планировании балльной системы», – отметил собеседник. 

Кроме этого сейчас у российских поставщиков компонентов растет импортная составляющая в закупке из-за ее удорожания, что также приводит к потере баллов, отмечает представитель группы ГАЗ. Еще одна проблема связана с заменой компонентов, которые перестали выпускать в России, на белорусские аналоги, продолжает собеседник. «Они не засчитываются в баллы российским производителям», – объясняет он.

Поднимать ли порог госзакупок

Некоторое снижение баллов по отдельным моделям не меняет, по сути, их российского происхождения, отмечает источник «Ведомостей» на одном из крупных отечественных автозаводов. Но возникшая ситуация может создать «бумажную коллизию» для российских производителей в процедурах госзакупок, допускает он. Поэтому было бы логично временно не повышать количество баллов, необходимое для госзакупок, считает собеседник.

С 2021 г. для доступа к госзакупкам автомобиль должен набирать не менее 3200 баллов по локализации. С января 2023 г. порог должен был быть повышен до 4500 баллов, но в итоге повышение сдвинули на январь 2024 г. 

Кроме того, в этом году правительство ввело за НИОКР повышающий коэффициент 1,3 для расчета суммарного количества баллов конкретной модели для участия в госзакупках. С учетом этого коэффициента, например, локализация Lada Granta составляет уже 5717 баллов.

Помимо этого с 2020 г. действует постановление правительства № 616, позволяющее в виде исключения допускать к госзакупкам по разовым разрешениям технику, которая не набирает нужного количества баллов.

В следующем году, скорее всего, будет соблюдаться некий разумный баланс между интересами регулятора и возможностями производителей, полагает автоэксперт Владимир Беспалов. Если у автоконцернов не будет возможности увеличить локализацию на данном этапе, то при ее подсчете, вероятно, «будут какие-то поблажки», считает он.

Не всех считают

Как правило, реальный уровень локализации российских автопроизводителей выше, чем отражено в баллах по конкретной модели, отмечает собеседник «Ведомостей» на автозаводе. Система подтверждения – это сложный бюрократический процесс, не все поставщики компонентов успевают продлить соответствующие акты, объясняет он. В результате, по его словам, автопроизводители не всегда подают корректные данные для заключений об уровне локализации.

Процесс локализации большинства компонентов, которые ранее не производились в РФ, в лучшем случае может занять 2–3 года, для сложных агрегатов – 3–5 лет, говорит руководитель практики по работе с транспортными предприятиями Kept Сергей Казачков. Нужно провести соответствующие НИОКР, найти под них производство, изготовить, протестировать, сертифицировать, перечисляет эксперт. «Самое емкое – это производственные мощности. Очень повезет, если что-то можно изготовить на уже существующих в стране предприятиях, но чаще всего приходится что-то модернизировать или строить с нуля», – указывает он. Поэтому пока, по мнению Казачкова, рано делать выводы об успешности или неуспешности усилий по повышению локализации автомобилей.