Российские автодилеры начали судиться с группой Renault

Договориться миром об урегулировании убытков с французами не удалось
Уйдя из России, Renault не только потеряла второй для себя рынок, но и получила многомиллиардные претензии от брошенных дилеров/ Андрей Гордеев / Ведомости

Первые отечественные дилерские холдинги – РТДС и «БН-моторс» обратились в арбитражные суды с исками против Renault после ухода французской компании с российского рынка в 2022 г. Об этом «Ведомостям» рассказал представитель ассоциации «Российские автодилеры» (РоАД), информацию подтвердили истцы. Общая сумма исков пока относительно невелика и составляет 760 млн руб.

Иск РТДС есть в картотеке арбитражных дел, он подан в Арбитражный суд Москвы 25 октября, сумма требований по нему – 534 млн руб. Предварительное заседание назначено на 27 ноября. Сумма требований рассчитывалась по методике Renault и составляет в общей сложности около 150 млн руб. на дилерский центр, пояснил «Ведомостям» вице-президент РоАД, владелец РТДС Андрей Петренко. Всего у компании было четыре салона французской марки.

«БН-моторс» подала два иска к Renault в арбитраж Калужской области – по месту регистрации юрлица, заседание назначено на 28 мая 2024 г., сообщил председатель совета директоров «БН-моторс», президент РоАД Алексей Подщеколдин. Сумма требований по ним составляет 228 млн руб.

«Мы хотим создать прецедент, чтобы остальные могли пойти по нашим стопам. Есть еще как минимум 10 дилеров, которые хотят подать иски к Renault», – говорит Подщеколдин. К моменту ухода из России французскую марку в стране представляли 152 дилера. На слушания по этим делам пригласили представителей Renault, уточнил представитель РоАД.

«Ведомости» направили вопросы в Renault.

Группа Renault вышла из российского бизнеса после начала СВО на Украине, в апреле – мае 2022 г. Свою долю в «АвтоВАЗе» (почти 68%) компания передала подведомственному Минпромторгу ФГУП «НАМИ», завод «Рено Россия» в Москве достался столичным властям. В результате ухода из России компания потеряла второй по объему рынок после домашнего. Так, в 2021 г. во Франции Renault продала 521 000 автомобилей, в России – 482 000 (вместе с Lada), в Германии – 177 800 машин.

В мае прошлого года РоАД предложила Renault в досудебном порядке возместить российским дилерам 8,5 млрд руб. убытка в связи с уходом компании с рынка. В эту сумму были включены стоимость приобретения и аренды недвижимости для дилерских центров, внутренняя и внешняя реконструкция под стандарты Renault и упущенная выгода.

С французами был установлен контакт через юридическую фирму «Делькредере», но потом французский автоконцерн перестал выходить на связь, рассказал Петренко. Тогда РТДС была монобрендовым дилером Renault.

39 578 автомобилей Renault

было продано в России в 2022 г., следует из данных Ассоциации европейского бизнеса. Это в 3 раза меньше, чем годом ранее

Обращений к Renault было два – 6 марта и 3 мая 2022 г., говорит Подщеколдин. В каждом из них участвовало по 11 дилеров, сумма требований также была одинаковой. Французы перестали выходить на связь в июле прошлого года, уточняет он.

По оценке Петренко, общая сумма ущерба, которую российские продавцы машин хотели взыскать с французской компании с учетом повторного обращения, составила 14,2 млрд руб.

Изначально планировалось подать коллективный иск к Renault от объединения дилеров марки, но «Делькредере» рекомендовала подать иск каждому дилеру самостоятельно, продолжает Петренко. Его слова подтверждает Подщеколдин. Коллективный иск рассматривали бы намного дольше индивидуальных от каждого юрлица в силу разницы в договорных условиях и объеме инвестиций в продвижение бренда со стороны дилеров, объясняет он.

Российский авторынок интересен для Renault, говорит исполнительный директор «Автостата» Сергей Удалов. С одной стороны, удовлетворение требований дилеров могло бы способствовать возвращению компании на местный рынок, если она не отрицает такой возможности при нормализации геополитической ситуации, рассуждает он. У Renault, согласно договоренностям с правительством России, есть опцион на обратный выкуп своей доли в «АвтоВАЗе» на протяжении шести лет. С другой – вопрос компенсаций сейчас не может рассматриваться в отрыве от политического контекста и Renault, как компания с госучастием, вряд ли пойдет на это, заключил Удалов.

Обычно договоры между дилерами и зарубежными брендами заключались не напрямую, контрагентом выступал импортер или зарегистрированная в России дочерняя структура зарубежной компании, отмечает председатель Московской коллегии адвокатов «Делоер» Роланд Зантарая. А учитывая, что большая часть моделей бренда выпускалась в России, могут возникать вопросы относительно выбора надлежащего ответчика, полагает он.

Но исключать вероятность того, что иск будет принят и впоследствии удовлетворен, также нельзя, говорит юрист. Правда, Renault может отказаться признавать решение суда и тогда можно прибегнуть к мерам понуждения – например, арестовать активы французской компании в России, если таковые еще остались, рассуждает он.