Продажи новых легковых автомобилей в январе – сентябре снизились на 22%

Но снижение ставки ЦБ и ожидания роста цен из-за пересмотра утильсбора подогрели спрос в III квартале
Максим Стулов / Ведомости
Максим Стулов / Ведомости

В России в январе – сентябре 2025 г. было продано 895 923 новых легковых автомобиля. Это на 22% меньше по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, следует из данных аналитического агентства «Автостат».

Самой продаваемой маркой в России остается Lada, по итогам трех кварталов она заняла долю рынка в 26,5%. Всего за девять месяцев было реализовано 237 706 машин этой марки (падение на 25% к тому же периоду 2024 г.). Китайский Haval в январе – сентябре 2025 г. стал самым продаваемым иностранным брендом с результатом 109 716 машин (-20%) и долей рынка чуть более 12%. Тройку замыкает еще один китайский производитель – Geely с 62 399 проданными автомобилями (-45%).

У других брендов, вошедших в топ-10, наблюдается разнонаправленная динамика продаж. Например, у Chery они сократились до 87 874 шт. (-26%), у Changan – до 50 675 единиц (-39%). При этом у Belgee (собирается китайско-белорусским СП) продажи выросли в 1,6 раза до 40 496 автомобилей, а у Jetour – на 8% до 27 687. Omoda, наоборот, показала снижение до 22 272 шт. (-44%). Вместе с этим продажи Solaris выросли более чем вдвое до 21 502 единиц, а японской Toyota – на 27% до 17 222.

Среди представленных на российском рынке моделей в топ-10 вошли Lada Granta, Haval Jolion, Lada Vesta, Belgee X50, Geely Monjaro, Haval M6, Lada Niva Legend, Chery Tiggo 7L, Belgee X70 и Lada Largus. Суммарно на них пришлось почти 40% продаж, следует из данных «Автостата».

В сентябре 2025 г. в России было продано 122 659 новых легковых машин, что почти на 19% меньше, чем в том же месяце 2024 г. В августе продажи снижались также почти на 18%.

В III квартале наблюдается постепенное восстановление спроса на легковые автомобили в связи со снижением ключевой ставки, отмечает коммерческий директор «Авто.ру» Даниил Шкурыгин. Это привело к тому, что средняя ставка по кредиту снизилась с 12,4% в апреле – июне до 10,1% в августе 2025 г., следует из данных «еКредита» (входит в «Авто.ру»).

По данным Национального бюро кредитных историй, в январе – августе 2025 г. (последние доступные данные) объем выданных автокредитов в России сократился на 44% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года до 868,4 млрд руб. Всего за этот период было выдано более 678 000 займов.

Максим Стулов / Ведомости

Выдачи новых автомобилей в «Рольфе» в сентябре выросли на 34%, а трафик – на 40%, говорит директор профильного департамента компании Николай Иванов. Абсолютные значения он не назвал. Топ-менеджер прогнозирует, что в IV квартале по рынку будет продано порядка 320 000 новых машин.

Спрос на новые автомобили на площадке агрегатора «Авито авто» в сентябре вырос на 16% к августу, добавил руководитель направления «Новые авто» этой платформы Никита Ивахненко. По его словам, осенью традиционно начинается высокий спрос, который сохраняется до конца года. Он также считает, что в IV квартале сохранится тренд на рост потребительской активности и в случае дальнейшего снижения ключевой ставки наметится тенденция на улучшение ситуации на авторынке.

В последнюю полную неделю сентября продажи легковушек подскочили на 21% по сравнению с предыдущей неделей до 32 287 шт., сообщал «Автостат». Гендиректор агентства Сергей Целиков связывал такую динамику с возможным изменением порядка начисления утилизационного сбора с 1 ноября 2025 г.

Минпромторг 12 сентября предложил привязать формирование базовой ставки утильсбора на новый автомобиль к типу и объему двигателя, а коэффициент в формуле расчета – к данным о мощности машины. В ведомстве такое решение объяснили тем, что в России набирают популярность машины c небольшими объемами двигателя, включая гибриды, поэтому расчет сбора на основании объема двигателя теряет актуальность. Для физлиц, которые ввозят автомобили в Россию для личного пользования, сохранят льготные коэффициенты на самые востребованные категории транспортных средств мощностью до 160 л. с.: 3400 руб. – за новый автомобиль и 5200 руб. – за автомобиль старше трех лет.

По мнению Целикова, всплеск спроса на авторынке в конце сентября был также вызван завершением распродаж прошлогодних стоков, скопившихся у дилеров. Ранее он оценивал размер складских запасов легковых автомобилей предыдущих лет выпуска на уровне 135 000–140 000 шт. к началу сентября. До этого такой размер товарных запасов наблюдался лишь в 2009 г. К началу 2025 г. размер стоков у дилеров и дистрибуторов, по разным оценкам, превышал 500 000 машин.

Гендиректор «ГК Автодом» Андрей Ольховский считает, что затоваренность складов будет сохраняться до повышения уровня месячных продаж до отметки 140 000–150 000 автомобилей. Но явного тренда на рост цен в связи с этим нет, уточнил он. По данным «Авто.ру», средняя стоимость нового российского автомобиля на 1 октября составляет 1,64 млн руб. (+4% в годовом выражении), а китайского – 3,58 млн руб. (+6%).

В октябре объем продаж новых легковых автомобилей превысит 130 000 единиц, так как в прогноз на наступивший месяц уже заложены ожидания потребителей от изменения начисления утильсбора, говорит Целиков. В связи с тем что соответствующее постановление по утильсбору еще не принято, динамика продаж в ноябре и декабре будет зависеть от того, когда вступит в действие документ, резюмировал он.

Базовый прогноз «Автостата» на 2025 г., напомним, предполагает снижение рынка на 20% до 1,25 млн машин, позитивный – на 10% до 1,4 млн шт., а негативный – на 30% до 1,1 млн автомобилей.