Цены на автомобили в России выросли до исторического максимума

Эксперты связали это с анонсированными изменениями утильсбора для новых машин и сокращением предложения на вторичке
Максим Стулов / Ведомости
Максим Стулов / Ведомости

Средневзвешенная цена (т. е. цена с учетом занимаемой доли рынка) на новый легковой автомобиль в октябре 2025 г. в России достигла 3,43 млн руб. Это на 8% больше, чем за аналогичный период 2024 г., и на 2% превышает показатель сентября текущего года, следует из данных «Автостата».

Динамика за 10 месяцев текущего года несколько скромнее: средневзвешенная цена год к году увеличилась на 4% до 3,23 млн руб. Темпы роста цен на новые легковушки в 2025 г. пока наименьшие как минимум с 2021 г., следует из данных агентства. Например, в прошлом году показатель вырос на 6% до 3,12 млн руб. В предыдущие годы динамика была двузначной – в диапазоне от 18 до 24%.

При этом онлайн-площадки по продаже автомобилей вообще фиксируют снижение их стоимости в этом году. По данным «Авто.ру», за 10 месяцев 2025 г. средняя стоимость новых машин на площадке снизилась на 4% до 2,86 млн руб. Средневзвешенная цена новой легковой машины за январь – октябрь составила 3,64 млн руб., это на 2% ниже, чем годом ранее, говорит директор направления сервиса «Автомобили с пробегом» в «Авито авто» Андрей Ковалев.

В первом полугодии потребители ожидали снижения цен на легковушки, но после новостей об изменении утилизационного сбора на импортируемые машины в конце года таких ожиданий больше нет и стоимость техники существенно вырастет, отмечает гендиректор «Автостата» Сергей Целиков. Средние рекомендованные розничные цены (РРЦ; ориентировочные цены производителей) на новые легковые, легкие коммерческие автомобили (LCV) и пикапы в России к концу первого полугодия 2025 г. снизились на 7% в годовом выражении до 3,12 млн руб., сообщала ассоциация «Российские автодилеры» («Ведомости» писали об этом 9 июля). По словам президента ассоциации Алексея Подщеколдина, снижение РРЦ наблюдается впервые за 10 лет.

Максим Стулов / Ведомости

С 1 декабря 2025 г. в России начнут действовать новые правила расчета утильсбора на импортируемые легковые автомобили. Базовая ставка сбора будет формироваться на основании типа и объема двигателя, а его коэффициент – на основании мощности двигателя. Льготные коэффициенты сохранятся для машин с двигателем мощностью до 160 л. с., если их в Россию ввозят физлица для личного пользования.

«Автостат» также фиксирует рост средневзвешенных цен на легковые машины с пробегом до исторического максимума в 1,23 млн руб. в октябре 2025 г. Это на 3% выше, чем в октябре прошлого года. За 10 месяцев текущего года показатель снизился на 1% до 1,16 млн руб. – впервые с 2021 г. По данным «Авито авто», средняя цена легкового автомобиля с пробегом опустилась в этот период до 1,09 млн руб. (-7%). Сложившаяся ситуация привела к тому, что при продаже подержанной машины приходится доплачивать в среднем еще около 2 млн руб. для приобретения нового автомобиля такого же класса, отмечает заместитель начальника отдела аналитики «Автостата» Дмитрий Ярыгин.

Как скупают машины

В преддверии изменения ставок утильсбора «Автостат» фиксировал в октябре рост спроса на машины. Продажи новых легковых автомобилей в России в прошлом месяце составили 165 702 единицы, это лишь на 3% меньше по сравнению с тем же месяцем прошлого года. До этого лучшая динамика рынка в годовом выражении фиксировалась в январе, когда рынок вырос на 11% по сравнению с первым месяцем 2024 г. до 89 072 автомобилей. В последующие месяцы реализация падала на 11–46%. Кроме того, ввоз легковушек в Россию в октябре 2025 г. стал рекордным более чем за 25 лет – 59 900 машин, сообщал гендиректор «Автостата» Сергей Целиков.

По данным «Авто.ру», в октябре среди подержанных автомобилей наиболее дорогими оказались европейские, японские и южнокорейские бренды со средней ценой на уровне 2,19 млн руб., китайские машины с пробегом стоят около 2 млн руб., а отечественные – на уровне 690 000 руб.

Основным фактором роста цен на новые автомобили является не только новая методика расчета утильсбора, но и его ожидаемая индексация с 1 января 2026 г., согласно принятой правительством долгосрочной программе, говорит автоэксперт Денис Гаврилов. Долгосрочная шкала индексации утильсбора на колесную технику до 2030 г. была утверждена в прошлом году. Это привело к увеличению сбора в 2024 г. на 70–85% для массовых категорий легковых машин. С 2026 г. индексация будет проводиться ежегодно с 1 января – на 10–20%.

Повышение спроса на импортные автомобили, стоимость которых, как правило, начинается от 3 млн руб., продиктовано грядущими изменениями утильсбора, соглашается с Целиковым Гаврилов. Это сказывается на изменении средней стоимости машин, поясняет он.

Во вторичном сегменте цены меняются в связи с сокращением предложения ранее популярных автомобилей западных, японских и корейских брендов, говорит независимый эксперт транспортной отрасли Алексей Тузов. Это создает их дефицит на рынке и приводит к планомерному росту цен, объясняет он. Эксперт прогнозирует, что рост цен до конца года продолжится как на новые, так и на подержанные машины. Этому способствуют инфляция и изменение утильсбора, добавил Тузов.