Автопром оказался на китайском поводке

Компании из КНР воспользовались рыночной ситуацией в России и нарастили продажи

Аналитикам за 2023 г. пришлось несколько раз пересматривать прогнозы состояния авторынка в лучшую сторону. Такого в отечественном авторитейле не наблюдалось уже более 10 лет. Последние расчеты «Автостата» предполагают рост продаж новых легковых автомобилей по итогам уходящего года на 68% до 1,05 млн шт. Во многом этот рост определила сверхнизкая база 2022 г., когда началась спецоперация на Украине. Тогда из-за ухода иностранных автоконцернов с российского рынка и трудностей с компонентами у национальных производителей продажи откатились к уровню середины 1990-х гг. и составили немногим более 626 000 машин.

При этом цены на автомобили за 10 месяцев этого года выросли уже больше, чем за весь прошлый год. По подсчетам «Автостата», средневзвешенная (с учетом доли рынка) стоимость новой легковой машины в январе – октябре 2023 г. выросла на 23% к прошлому году до 2,91 млн руб. Динамика за 2022 г. – рост 20% до 2,39 млн руб. соответственно.

Цены растут на фоне сохраняющегося дефицита автомобилей на российском рынке, который берет свое начало еще в период распространения коронавируса в 2020 г. При этом российская экономика не испытывает дефицита финансов и ресурс есть, говорила в декабре глава ЦБ Эльвира Набиуллина. Деньги у граждан и организаций действительно есть.

«Сложившаяся на рынке ситуация дала нам шанс», – говорил в интервью «Ведомостям» в августе вице-президент Chery International Сунь Луцюань. Надо признать, что своим шансом автопроизводитель из КНР воспользовался сполна. Продажи компании в России за 11 месяцев выросли в 3,4 раза в годовом выражении – до 105 600 машин. А если учесть суббренды китайской марки Omoda и Exeed, то получится, что концерн в общей сложности продал 182 211 автомобилей. Больших результатов за сопоставимый период достиг только «АвтоВАЗ» – 319 518 шт.

Продукция Волжского автозавода целиком и полностью выпускается в России и имеет существенные преференции от государства в виде промышленных субсидий, компенсирующих утильсбор, доступа к программам поддержки спроса и госзакупкам.

Chery не имеет локального производства – машины этой марки импортируются из КНР. Китайский топ-менеджер в интервью «Ведомостям» говорил, что компания может определиться с площадкой для сборки до конца 2023 г., но пока этого не произошло. Кейс Chery показывает, как в текущих макроэкономических условиях экспорт оказался существенно выгоднее локального производства. Даже в условиях, когда государство активно защищает внутренний рынок, увеличивая утильсбор и ужесточая правила ввоза техники по параллельному импорту.

Понимают это и другие китайские автоконцерны. Судя по всему, именно поэтому за уходящий год никому из новых российских собственников иностранных автозаводов не удалось привлечь партнеров из КНР. Публичную попытку предпринял «АвтоВАЗ», который собирался локализовать кроссовер FAW Bestune T77 под маркой Lada на бывшем заводе Nissan в Санкт-Петербурге. Но и она пока не закончилась ничем, поскольку из 1000 купленных машинокомплектов собрано было лишь около 100 автомобилей, говорил президент «АвтоВАЗа» Максим Соколов в ноябре.

Те же российские автоконцерны, кто сумел договориться о сборке с китайскими компаниями в прошлом году, не выпустили в этом году запланированное количество машин. Речь идет о московском автозаводе «Москвич», который собирает кроссоверы и лифтбэки на базе моделей JAC, липецком «Моторинвесте» (Evolute – российский DongFeng), группе Sollers, которая также занимается локализацией техники JAC, и калининградском «Автоторе». Последний сумел привлечь на свою площадку сразу трех производителей легковых машин из КНР – Kaiyi, BAIC и SWM.

Но доля китайских автомобилей на рынке за счет экспорта все равно выросла по итогам ноября почти вдвое в годовом выражении – до 58%, следует из данных «Автостата». Доля российских марок, наоборот, снизилась с 43 до 33%. Хотя крупнейший отечественный автопроизводитель «АвтоВАЗ» за 11 месяцев увеличил продажи почти вдвое и, судя по всему, выполнит годовой план производства, скорректированный на уровне 360 000 автомобилей.

Опрошенные автомаркетологами китайские компании грозились продать в России в 2024 г. 1,2 млн легковых машин. Эксперты советуют не относиться к этим планам предельно серьезно, поскольку такие прогнозы делаются, как правило, без учета ситуации на рынке и планов конкурентов. А они есть: тот же «АвтоВАЗ» собрался выпустить 500 000 машин. Аналитики пока более сдержанны и ожидают роста продаж в России до 1,12–1,3 млн легковых автомобилей всех марок. Поэтому разбег авторынка на китайском поводке, судя по всему, продолжится. Вопрос лишь в том, какой окажется его реальная длина.