Ernst & Young: Россияне купили в кредит 1 млн автомобилей в 2012 г.

undefined

Российский рынок автокредитования в 2012 г. вырос на 20% до $26 млрд благодаря послекризисному возвращению потребительской уверенности, но сейчас его подъем замедляется из-за ухудшения макроэкономических показателей и высоких процентных ставок, написала аудиторская компания Ernst & Young в исследовании авторынка России и СНГ.

В России, по данным компании, в прошлом году в кредит был продан 1 млн автомобилей, что составляет 34,8% от объема всего российского авторынка, говорится в презентации, предоставленной Reuters.

По сравнению с докризисным 2008 г. доля кредитных авто в общем объеме продаж в 2012 г. снизилась с 46,3%, однако в деньгах объем выданных автокредитов вырос на 37% (с $19 млрд), в то время как в разгар кризиса в 2009 г. он снижался до $7,8 млрд.

Причины роста рынка автокредитования - возвращение уверенности потребителя, более доступные кредиты, рост конкуренции в этом секторе, в том числе со стороны "кэптивных" банков глобальных автоконцернов, и разнообразие кредитных программ, отмечает Ernst & Young.

Но "на фоне повышенной волатильности финансовых рынков и ухудшения макроэкономических показателей замедление активности на рынке автокредитования во второй половине 2012 г. будет определять невысокие темпы его роста в 2013 г.", считают эксперты компании.

Второй фактор, сдерживающий рост, - высокие процентные ставки, которые составляют сейчас в среднем 14-16% (16% - в Индии, 12% - в Бразилии, 4,1-4,6% - в США).

Акцент на иномарки

Российский рынок легковых и легких коммерческих автомобилей вырастет в 2013 г. на 3% до 3,028 млн штук, а к 2016 г. достигнет объема 3,598 млн штук, прогнозирует Ernst & Young.

Такая оценка совпадает с прогнозами большинства экспертов и участников авторынка, которые не ждут сюрпризов от 2013 г., ожидая небольшой рост или спад.

Факторами роста авторынка в ближайшие годы будут необходимость в обновлении автопарка, средний возраст которого составляет 12 лет по сравнению с европейскими семью годами, низкая степень обеспеченности автомобилями (260 штук на 1000 человек по сравнению с 535 в Германии, 641 в США), рост числа программ автокредитования, предлагаемых банками совместно с автоконцернами, развитие инфраструктуры и строительства автодорог, считают эксперты Ernst & Young.

Однако в общем объеме продаж доля автомобилей, выпущенных внутри страны, будет постоянно расти за счет увеличения выпуска иномарок, считают эксперты аудиторской компании.

Объем производства автомобилей в России, который в 2012 г. составил 1,969 млн штук, вырастет в 2013 г. на 5,6% до 2,079 млн штук, из которых автомобилей российских брендов сойдет с конвейера только около 674 000 штук.

К 2016 г. производство иномарок в России превысит нынешний объем выпуска всего автопрома, достигнув 2,105 млн штук, а общий объем производства автомобилей вырастет до 2,871 млн, предсказывает Ernst & Young.

Рост доли производства иномарок в России привел к увеличению доли железнодорожных перевозок в 2012 г. до 27% с 9% в 2011 г., пишет Ernst & Young.

Весь рынок автомобильной логистики, по подсчетам компании, вырос за прошлый год на 7,8% до 3 млн штук.

И $41,8 млрд на деталях

Помимо рынка новых легковых и легких коммерческих автомобилей, который в денежном выражении составил в 2012 г. $75 млрд, Ernst & Young также оценила денежный объем рынка комплектующих и запчастей.

По оценке экспертов компании, рынок автокомплектующих вырос в прошлом году на 8% до $41,8 млрд, при этом 49% от этой суммы ($20,6 млрд) потратили производители на покупку комплектующих для выпуска автомобилей.

"Несмотря на продолжающийся рост, российский рынок автомобильных комплектующих все еще недостаточно развит", - говорится в отчете.

Сдерживающими факторами Ernst & Young называет низкий уровень конкуренции и качества выпускаемой продукции, недостаточные инвестиции в разработку продукции, снижение импортных пошлин, которое приводит к ввозу деталей по сниженным тарифам, зависимость производителей от небольшого количества автозаводов.