Минэкономразвития прогнозирует восстановление российского авторынка к 2017 году

Производство легковых автомобилей в России в 2014 г. сократится на 2% по сравнению с 2013 г., говорится в прогнозе социально-экономического развития на 2015-2017 гг., финальный вариант которого Минэкономразвития опубликовало в пятницу.

По данным Росстата, в 2013 г. в России было произведено 1,9 млн автомобилей, таким образом, производство в 2014 г. прогнозируется на уровне 1,86 млн шт. По прогнозу министерства, в 2015 г. рост производства к 2014 г. составит 2,5%, в 2016 г. рост к показателю 2015 г. прогнозируется на уровне 3,7%, в 2017 г. ожидается его ускорение до 4,6%.

"Для транспортных средств и оборудования в период до 2017 г. будет характерна стабилизация объемов производства (а в ряде случаев и сокращение, например, в части грузовых автомобилей) против значительного роста производства в период после кризиса", - отмечается в документе. Сокращение производства легковых автомобилей в министерстве объясняют, в том числе, стагнацией реальных располагаемых денежных доходов, а также нарастающей макроэкономической нестабильностью.

К 2017 г. предполагается выход производства легковых автомобилей на уровень, превышающий уровень 2012 г. на 6,4%, говорится в прогнозе. В 2012 г. было произведено 2 млн автомобилей, таким образом, производство может составить 2,128 млн единиц, что означает компенсацию в 2015-2017 гг. сокращения производства в 2013-2014 гг. (рост производства за 2015-2017 гг. составит 11,2%). "Указанная динамика обусловлена повышением платежеспособного спроса со стороны физических и юридических лиц, вызванного, в том числе, ростом реальных располагаемых доходов населения в 2014-2017 гг. на 6,8%, а также дополнительными мерами государственной поддержки. Таким образом, производство легковых автомобилей за период 2014-2017 гг. возрастет на 9%.

При этом рост производства в 2017 г. по сравнению с 2013 г. в части легковых автомобилей оценивается в 9-12% в зависимости от рыночной ситуации (при сокращении импорта почти на 25%), что приведет к увеличению доли отечественной продукции на внутреннем рынке к 2017 г. до уровня 70-72% в части легковых автомобилей.

Согласно прогнозу в 2014 г. производство грузовых автомобилей в России сократится к показателю 2013 г. на 16,5%. В 2013 г. было произведено 209 000 грузовиков - таким образом, в 2014 г., по прогнозу Минэкономразвития, будет произведено 174 500 грузовиков. "В части грузовых автомобилей в 2014 г. также отмечается сокращение рынка и, соответственно, производства, что связано, в том числе, со стагнацией в части коммерческого грузооборота автомобильного транспорта, при этом в среднесрочной перспективе значительное сокращение производства в 2014 г. не позволит достичь к 2017 г. уровня 2013 г. и составит 91-94% в зависимости от внешних условий", - отмечают в министерстве.

По итогам 2015 г. в министерстве прогнозируют рост производства к результату 2014 г. на 1,2%, в 2016 г. рост к показателю 2015 г. прогнозируется на уровне 2,8%, в 2017 г. рост составит 5,5%.

Вместе с тем отмечается, что рост производства грузовых автомобилей будет связан, в том числе, с ростом объемов коммерческого грузооборота автомобильного транспорта и дополнительными мерами государственной поддержки, предусмотренными в автомобильной промышленности в указанном периоде. "При этом в данной ситуации предполагается опережающее развитие производства автомобилей и сокращение доли импорта (поддерживаемое, в том числе, ослаблением курса рубля), необходимым условием которого является своевременное формирование механизмов поддержки и защиты отечественных автомобилестроительных предприятий, разработанных с учетом соответствующих норм и требований ВТО", - отмечается в прогнозе.

По мнению Минэкономразвития, на развитие производства автомобильной техники в среднесрочной перспективе будет оказывать влияние реализация инвестиционных проектов по созданию новых конкурентоспособных производств и расширению действующих производственных мощностей (в том числе определенных в соответствующих программах инновационного развития "Камаза" и "АвтоВАЗа", которые позволят расширить производство ряда новых моделей автомобилей).

"Вместе с тем в среднесрочной перспективе существует ряд рисков, которые могут оказывать негативное влияние на развитие спроса на автомобильную технику - снижение темпов роста реальных располагаемых доходов населения и сокращение объемов коммерческого грузооборота автомобильного транспорта, а также низкая эффективность мероприятий по поддержке и защите отечественных автомобилестроительных предприятий в рамках норм и требований ВТО", - говорится в прогнозе. В случае отсутствия адекватных рыночной ситуации мер защиты существуют высокие риски резкого сокращения объемов производства автотранспортных средств, заключают в министерстве.