С долгами летать нельзя

Чиновникам Росавиации надоело второй год подряд спасать пассажиров разорившихся авиакомпаний. Ведомство решило проверить финансовое состояние всех перевозчиков страны
С.Портер

В пятницу сертификационная комиссия Росавиации общалась с менеджерами 11 компаний: ГТК «Россия», «Аэрофлот-Дон», «Аэрофлот-норд», Sky Express, «Владивосток авиа», «ВИМ авиа», «Татарстан», «Московия», «Мирнинское авиапредприятие», «Космос» и «Сахалинские авиатрассы», сообщило ведомство. Комиссия интересовалась размером долга в Пенсионный фонд, за аэронавигационное обслуживание, перед аэропортами и проч., рассказал представитель Росавиации Сергей Извольский: речь в основном идет о текущем долге, размер просроченного – небольшой.

По итогам встречи никаких санкций не применено, отметил он. Но пять компаний, имеющих крупную задолженность, – ГТК «Россия», «Аэрофлот-норд», «Владивосток авиа», «ВИМ авиа» и «Татарстан» – получили предупреждение, добавляет чиновник Росавиации. Перевозчикам дан срок на выплату долга или его реструктуризацию, добавил он. В противном случае будет опять созвана сертификационная комиссия, которая может приостановить или даже аннулировать сертификат эксплуатанта.

По данным на июнь, чистая задолженность ГТК «Россия» составляла 5,1 млрд руб., «Владивосток авиа» – 1,6 млрд руб., «Сахалинских авиатрасс» – 169 млн руб., указывалось в презентации «Ростехнологий», которым переданы эти компании. Госкорпорация характеризует их финансовое состояние как удовлетворительное, отмечая, что «главная проблема не в размере задолженности, а в рентабельности».

Кредиторская задолженность ГТК «Россия» с учетом дебиторской составляет 2 млрд руб., сообщил представитель компании Дмитрий Лобач: до конца сентября в Росавиацию будет представлен бизнес-план дальнейшего развития, подразумевающий и погашение долгов. По его словам, сейчас перевозчик ведет переговоры с лизингодателями о снижении ежемесячных платежей за самолеты. Некоторые уже согласились уменьшить их на 15%, уточнил Лобач. Текущий кредит в ВТБ на 2,5 млрд руб. ГТК обслуживает своевременно, а вот с поставщиком керосина – компанией «Совэкс» – проблемы. Месяц назад «Совэкс» подал два иска на общую сумму 1,6 млрд руб., отмечает Лобач. Он надеется, что до середины октября стороны подпишут мировое соглашение (одно уже было в декабре 2008 г., но его условия были нарушены).

Никаких «критериев отбора» авиакомпаний на заседание сертификационной комиссии нет, говорит Извольский. По его словам, будут вызваны все. Росавиация получила полномочия по мониторингу финансово-экономического состояния компаний в этом году, напоминает Извольский: 11 сентября состоялось лишь первое «финансовое» заседание, следующее ожидается через 1–2 месяца, куда придут менеджеры уже крупных авиакомпаний.

Чиновники не делят долги на текущие и просроченные, они не сравнивают долговую нагрузку с выручкой компании, не пытаются оценить финансовое положение в динамике, возмущена гендиректор Sky Express Марина Букалова. Росавиация проводит заседания для галочки, согласен гендиректор консалтинговой компании Infomost Борис Рыбак. Но опасения регулятора обоснованны, ведь в грядущий низкий сезон остановиться могут практически все авиакомпании, кроме 2–3 из первого эшелона.