У "АвтоВАЗа" новый план выживания

«АвтоВАЗ» намерен вдвое сократить инвестпрограмму на 2010–2013 гг. – до 42 млрд руб. «Проект С» – собственная разработка новой платформы – будет приостановлен. Завод делает ставку на модели альянса Renault-Nissan
С.Портер
«АвтоВАЗ»

Автоконцерн. Акционеры – «Тройка диалог» (25,64%), «Ростехнологии» (25,1%), Renault (25%). Финансовые показатели (МСФО, 2008 г.): выручка – 192,07 млрд руб., чистый убыток – 24,66 млрд руб.

О планах по сокращению инвестпрограммы в интервью Reuters сообщил исполнительный вице-президент «АвтоВАЗа» Виталий Вильчик. «Мы хотим получить госгарантии под кредиты, которые необходимы для инвестиций в новые проекты. Эта цифра сократилась почти вдвое и составляет 42 млрд руб.», – сказал он. Эти 42 млрд руб. будут привлекаться «на рыночных условиях в зависимости от риска каждого из проектов», цитирует «Интерфакс» презентацию антикризисной программы «АвтоВАЗа», представленной комиссии первого вице-премьера Игоря Шувалова (она по поручению премьера Владимира Путина разрабатывает меры господдержки завода).

У компании нет «конкурентного продукта» и «без выпуска новых, современных моделей в период роста с 2012 г. она будет вынуждена уйти с рынка», говорится в презентации. В итоге ставку в новой программе «АвтоВАЗ» решил сделать на платформу В0, рассказал «Ведомостям» представитель «АвтоВАЗа». На ней построены Renault Logan и еще несколько моделей французского автоконцерна. Лицензия на эту платформу была приобретена «АвтоВАЗом» у Renault за 100 млн евро в начале года, машину на ее базе планируется запустить в производство в 2012 г. Одновременно «АвтоВАЗ» хочет развивать сотрудничество с партнером Renault – Nissan. Японский концерн также предложил «АвтоВАЗу» в 2012 г. поставить на конвейер новый автомобиль класса В, говорит топ-менеджер «АвтоВАЗа». Причем, по его словам, это может быть собственная разработка Nissan на базе все той же В0. Представитель Nissan комментировать детали переговоров не стал.

А вот от собственных проектов завод готов отказаться. «Несмотря на серьезный задел в разработке новых моделей, «АвтоВАЗ» не имеет возможности финансировать их дальнейшую разработку и постановку на производство», – говорится в презентации для комиссии Шувалова. Это касается запуска в производство автомобиля класса С на собственной платформе «Проект С» (Lada 2116), рассказал Вильчик. «АвтоВАЗ» работает над этим проектом уже несколько лет. В конце 2006 г. он даже договорился с канадской Magna о совместной разработке этой платформы и ее запуске в производство на новом заводе мощностью 450 000 машин в год (проект оценивался в $1,6 млрд). Но сначала выяснилось, что строить завод слишком дорого, а к 2008 г. сотрудничество с Magna постепенно сошло на нет: у «АвтоВАЗа» появился новый партнер – Renault. Тем не менее в программе, представленной «АвтоВАЗом» правительству в марте, говорилось, что автомобиль на этой платформе появится на конвейере уже в 2012 г. Инвестиции в этот проект оценивались примерно в 24 млрд руб., говорит сотрудник «АвтоВАЗа». «Стало ясно, что в нынешнем своем состоянии завод этот проект не потянет», – объясняет он.

До 2011 г. завод будет выпускать не более 500 000 машин в год, рассказывали «Ведомостям» несколько сотрудников «АвтоВАЗа». А в 2012 г. предприятие намерено снять с производства «классику», объявил Вильчик. В 2008 г., по данным «АСМ-холдинга», из 801 563 выпущенных «АвтоВАЗом» машин на «пятерки» и «семерки» пришлось 203 881. Зато потом за счет запуска новых моделей, разработанных вместе с Renault, загрузка конвейера вырастет (подробнее см. таблицу). В 2014 г., когда программа будет реализована, «АвтоВАЗ» рассчитывает произвести уже 817 000 автомобилей (25% рынка), говорится в презентации Шувалову. Из них 300 000 придется на бюджетный автомобиль, разработанный вместе с партнерами, 151 000 на Priora, 110 000 – модель класса B и 73 000 – на другие модели на платформе Renault, передает «Интерфакс».

Кроме сокращения инвестпрограммы «АвтоВАЗ» намерен снижать издержки и путем сокращения персонала. На прошлой неделе завод объявил, что к середине 2010 г. уволит 27 600 человек. Чтобы компенсировать «исполнение компанией социальных обязательств», она намерена привлечь кредит на 12 млрд руб. сроком на 10 лет с отсрочкой выплаты процентов по нему до 2015 г., говорится в презентации завода. Кредит компания намерена получить в госбанках, сказал «Ведомостям» источник, близкий к «АвтоВАЗу». Кроме того, предприятие рассчитывает и на помощь в рефинансировании нынешнего долга (равен 37 млрд руб.) – под ставку рефинансирования ЦБ с отсрочкой уплаты процентов до 2014 г., подтвердил собеседник «Ведомостей» (по данным «Интерфакса», в презентации содержится такая мера).

Совет директоров и правительство рассмотрят инвестиционный план «АвтоВАЗа» 29–30 сентября. Получить комментарии представителя Шувалова вчера вечером не удалось.

«Связано ли это со сменой менеджмента или с чем-то другим, но «АвтоВАЗ» стал двигаться в более адекватном направлении», – замечает аналитик «ВТБ капитала» Елена Сахнова. Если завод сосредоточится на более тесном сотрудничестве с Renault и Nissan, это и впрямь может помочь ему решить главную проблему – отсутствие продукта высокого качества, продолжает она, не говоря уже о том, что заводу придется нести меньшие затраты. А снятие «классики» с производства неизбежно, доработать эти машины до стандарта «евро-4» невозможно, добавляет директор российского офиса A.T. Kearney Евгений Богданов.

Пока никто не прокомментировал этот материал. Вы можете стать первым и начать дискуссию.
Комментировать