Бизнес
Бесплатный
Мария Соловиченко
Статья опубликована в № 2462 от 12.10.2009 под заголовком: Поделили «Ленту»

TPG и «ВТБ капитал» купили 35,4% акций «Ленты» у Олега Жеребцова

TPG и «ВТБ капитал» закрыли сделку по покупке 35,4% акций у основателя «Ленты» Олега Жеребцова

Сделка по покупке акций Жеребцова в «Ленте» (35,4%) была закрыта вечером 8 октября, сообщила управляющий директор «ВТБ капитала» Ольга Подойницына. Cделка проходила «в условиях острой конкуренции – на приобретенный пакет акций претендовал ряд инвесторов», говорится в совместном сообщении банка «ВТБ капитал» и фонда TPG Capital. Представители банка и фонда отказались официально прокомментировать структуру и стоимость сделки. За пакет Жеребцова новые инвесторы заплатили чуть более $110 млн, знают несколько миноритарных акционеров «Ленты» и источник в компании.

Необходимо увеличить капитализацию компании, а для этого – улучшить операционное управление и укрепить систему финансового контроля в «Ленте», говорит Подойницына. По ее словам, инвесторы рассчитывают улучшить операционные показатели «Ленты» за 2–4 года. По словам источника, близкого к одной из сторон сделки, именно на этот срок инвесторы планируют остаться в компании.

По словам источника в компании, стратегия развития «Ленты» и инвестиционные планы будут опеределены на ближайшем заседании совета директоров компании (туда войдут представители «ВТБ капитала» и фонда TPG – обсуждаются кандидатуры главы российского офиса TPG Дмитрия Швеца и начальника управления прямых инвестиций ВТБ Тимофея Демченко).

В этом году «Лента» практически не развивалась – сеть открыла всего два гипермаркета. За два года сеть выросла на 10 гипермаркетов (менеджмент заявлял о планах только в 2008 г. открыть 12–15 новых объектов). Ближайший конкурент «Ленты» – сеть «Карусель» за два последних года открыла более 20 объектов. Оборот «Ленты» в I квартале 2008 г. вырос на 17% по сравнению с теми же месяцами прошлого года (рост «Карусели» – 30%).

«Лента» управляет 36 гипермаркетами, 14 из которых расположены на домашнем рынке в Санкт-Петербурге (там «Лента», по собственным подсчетам, занимает 20% и конкурирует прежде всего с гипермаркетами сети «О’кей» и «Карусель»). По количеству гипермаркетов в России «Лента» на 3-м месте после «Карусели» (более 50 гипермаркетов) и Metro cash & carry (около 50 гипермаркетов). По выручке за 2008 г. «Лента» входит в пятерку крупнейших торговых сетей, работающих на территории России (после Х5 Retail Group, «Магнита», Auchan, Merto Group).

Завершение сделки поставило точку в акционерном конфликте, который начался в «Ленте» в январе 2008 г. Тогда Жеребцов разошелся во мнении относительно дальнейшей стратегии развития компании с другим акционером – Августом Мейером (36,4%). Мейер настаивал на выводе компании на биржу, а Жеребцов выступал против. Пройдя несколько судебных разбирательств и сменив несколько генеральных директоров компании, стороны в апреле 2008 г. объявили о примирении. Но за корпоративной войной последовала продажа компании, в которой согласились участвовать все акционеры (всего 89%), кроме EБРР (11,1%), который на протяжении всех корпоративных споров сохранял нейтралитет. На «Ленту» претендовали как стратеги (Agrokor, Carrefour, Auchan, Metro Group, Wal-Mart и Kesko), так и финансовые инвесторы (Apax Partners, Warburg Pincus, BC-Partners, банк Goldman Sachs). Претенденты предлагали за 100% «Ленты» от $1,6 млрд до $2,2 млрд. Но кризис помешал завершению сделки. Однако Жеребцов не отказался от планов по выходу из капитала «Ленты». С начала текущего года он возобновил переговоры с инвесторами о выкупе своей доли. В начале сентября «ВТБ капитал» и TPG предложили Жеребцову выкупить его долю. Перебить предложение пытались другие акционеры (Moore Capital и Август Мейер) в альянсе с западными фондами, рассматривавшими покупку «Ленты» год назад. «ВТБ капитал» и TPG убедили акционеров поддержать сделку.

Пока никто не прокомментировал этот материал. Вы можете стать первым и начать дискуссию.
Комментировать