Минпромторг считает госпомощь "АвтоВАЗу" бесполезной

Сообщение министерства - первое официальное признание того, что помощь из бюджета не спасет "АвтоВАЗ".
А.Махонин

Менеджмент "АвтоВАЗа" надеется снять с компании долговую нагрузку через выкуп ее облигаций ВЭБом, но эта мера не даст эффекта, более того, сомнительна сама "возможность предприятия продолжать свою производственную деятельность", сообщил Минпромторг, изучив бизнес-план компании. Сообщение министерства - первое официальное признание того, что помощь из бюджета не спасет "АвтоВАЗ".

На 1 января 2010 г. долговая нагрузка "АвтоВАЗа" составит 76,3 млрд руб. без учета долга перед поставщиками (9,76 млрд руб.), говорится в сообщении Минпромторга со ссылкой на замминистра Андрея Дементьева. "Менеджмент "АвтоВАЗа" видит единственно возможный выход из сложившейся негативной ситуации - капитализацию кредиторской задолженности в объеме не менее 60 млрд руб. через выпуск облигаций, выкупаемых Внешэкономбанком", - говорится в сообщении.

По мнению ВЭБа, капитализация долга "АвтоВАЗа" - "последний из имеющихся инструментов выхода из долгового кризиса", отмечает Дементьев. По его словам, ВЭБ настаивает на коммерческой реструктуризации долгов на максимальную сумму, "допустимую финансовыми показателями предприятия", а оставшаяся часть может быть капитализирована "при обеспечении соответствующего фондирования за счет средств федерального бюджета".

Критику Минпромторга вызвал также перспективный модельный ряд компании, прописанный в бизнес-плане. К 2014 г. "АвтоВАЗ" планирует выпускать 670 000 автомобилей сегмента low cost на платформах Kalina и B0 и отказаться от "классики", Priora и Samara. "Продуктовая стратегия крайне рискованна, так как построена на предложении небольшого количества моделей под одним брендом в одном ценовом сегменте, на сильно фрагментированном рынке, что делает заявленный объем продаж и доходность бизнеса труднодостижимыми", - говорится в заявлении Дементьева.

Текущая численность персонала завода (100 000 человек) рассчитана на выпуск 660 000 автомобилей в год, при том что за девять месяцев продано 269 500 автомобилей; ее сохранение приведет к "необратимому ухудшению финансового состояния". Целевой показатель численности сотрудников завода, по мнению Дементьева, - 55 000 человек.

"Существующий партнер в лице Renault, несмотря на продекларированное желание оставаться в числе стратегических партнеров "АвтоВАЗа" и готовность передавать некие технологии, не обеспечивает потребность в моделях, необходимых для обеспечения эффективного и рентабельного объема производства", - продолжает Дементьев.

Без решения проблемы долгов, реструктуризации производственных мощностей и построения "эффективной продуктовой стратегии" оказание госпомощи "АвтоВАЗу", касающейся передачи социальных объектов в госсобственность и поддержки сокращенных сотрудников завода, не имеет смысла, считают в Минпромторге, поскольку "возможность предприятия продолжать свою производственную деятельность" оказывается под сомнением.