Россия через пять лет займет четверть мирового рынка зерна

На развитие элеваторных и портовых мощностей в ближайшие шесть лет потребуется 93 млрд руб. А к 2015 г. потенциал российского экспорта зерновых составит 40–42 млн т в год – четверть всего мирового рынка, говорится в проекте стратегии развития Объединенной зерновой компании

Объединенная зерновая компания

Владелец– в собственности государства 100% акций. Владеет долями в 31 предприятии в 18 субъектах Федерации. Госагент при проведении зерновых интервенций. финансовые показатели (данные компании, 2008 г.): выручка – 4,9 млрд руб., EBITDA – 132 млн руб.

Проект стратегии Минсельхоз внес на согласование в правительство 22 октября. Копия документа есть у «Ведомостей».

По расчетам ОЗК, к 2015 г. производство зерна в России вырастет до 120 млн т, потребление – до 82,2 млн т, а экспорт составит 37,8 млн т (подробнее см. график). «Потенциал российского экспорта к 2015 г. может составить 40–42 млн т в год, что соответствует доле мирового рынка зерновых культур в 24–25%», – говорится в документе. Уже в 2010–2011 гг. ОЗК начнет экспортировать зерно, закупленное в рамках государственных интервенций. В 2011 г. такого зерна может быть экспортировано 6 млн т, затем – 5 млн т ежегодно. Начать экспорт ОЗК может уже в этом году, если будет соответствующее решение правительства, заявил вчера гендиректор компании Сергей Левин.

Дефицит элеваторных мощностей в 2015 г. достигнет 30 млн т, портовых – 20 млн т. Сегодня, по подсчетам ОЗК, общая емкость хранения зерна составляет 118 млн т, а все российские порты могут переваливать 22 млн т зерна в год. К этому времени экспортные мощности должны позволять переваливать 16,5 млн т в Черноморском и Азовском бассейнах, 4 млн т – на Дальнем Востоке и еще 2,5 млн т – через порты на Балтике. Чтобы покрыть дефицит, до 2015 г. требуется потратить 75 млрд руб. на развитие элеваторных мощностей и еще 18 млрд руб. – на развитие портовых, пишут авторы документа.

На первом этапе ОЗК собирается довести доли во входящих в нее элеваторных компаниях до 75% или 100% и приобрести элеваторы общей мощностью 2,1 млн на юге и 900 000 т – в Центральном Черноземье. Затем компания реконструирует имеющиеся и построит новые элеваторы. В 2015 г. ее мощности единовременного хранения должны составить 8,44 млн т.

Собственные портовые мощности ОЗК к этому времени рассчитывает довести до 16 млн т. Для этого она планирует выкупить 44% акций Ейского портового элеватора и расширить его мощности до 1,5 млн т в год, модернизировать железнодорожную инфраструктуру Новороссийского комбината хлебопродуктов и довести его мощность до 5 млн т в год, увеличить объемы перевалки через терминал в Калининграде, а также построить два новых портовых элеватора – на Черноморском побережье (объемом до 150 000 т) и на Дальнем Востоке (100 000 т).

Реализовав все эти проекты, ОЗК рассчитывает к 2015 г. экспортировать до 16 млн т зерна, что составит 30–40% общероссийского экспорта зерновых и 10% в объеме мировой торговли зерном. Действия ОЗК, обещает Левин, «не будут направлены на ущемление интересов частных экспортеров».

Компания рассчитывает на пополнение уставного капитала государством в 2010–2012 гг. (45 млрд руб.) и частными инвесторами в 2010–2011 гг. (25 млрд руб.). Всего же с учетом торгового и проектного финансирования и кредитов ОЗК рассчитывает на финансирование в 99,5 млрд руб.

Сама ОЗК к 2015 г. собирается получать ежегодную выручку в $3 млрд, EBITDA – 28 млрд руб. Капитализация компании, указано в документе, должна составить 170 млрд руб.

«На мой взгляд, прогноз ОЗК по урожаю и экспорту несколько сдержан», – говорит Кирилл Подольский, председатель совета директоров Valars Group. «Расчеты реальны и корректны. Я лично озвучивал подобные цифры на Всемирном зерновом форуме», – считает Владимир Петриченко, генеральный директор «Прозерна». По его расчетам, в 2008 г. было произведено 108,2 млн т зерна, в этом ожидается не более 96,5 млн т.

Создание новых глубоководных портов в Черноморском бассейне необходимо, добавляет Петриченко, Азов на втором плане. Проект же дальневосточного терминала, по его мнению, нуждается в дополнительной проработке с учетом больших расстояний. «Государство должно дотировать РЖД на перевозку зерна в том направлении», – говорит Петриченко. «Порт на Дальнем Востоке утопия. Кому там его грузить? Зерно из Сибири, очевидно, ближе везти в Новороссийск», – удивляется Подольский. Ранее источник, близкий к «Русагротрансу», рассказывал «Ведомостям», что компания совместно с ОЗК уже прорабатывает вопрос участия в одном из заявленных проектов в дальневосточных портах или строительства еще одного.

Но участие государства в строительстве элеваторов приведет к коррупции, уверен Подольский. «Элеваторы – дело бизнеса, я лично могу построить линейный элеватор за шесть месяцев», – говорит он.