Освоение Штокмана снова могут отложить из-за кризиса

Крупнейший проект на Северо-Западе России – освоение Штокмановского месторождения – снова могут отложить из-за кризиса. Добраться до газовых богатств Баренцева моря «Газпром» пытается вот уже 17 лет

К 2002 г. срок рамочного соглашения истек, но проект так и не сдвинулся с мертвой точки: сначала Россия корректировала и дописывала закон об СРП, потом партнером «Газпрома» в Штокмане стала «Роснефть» (их СП «Севморнефтегаз» и получило лицензию от «Росшельфа»). Следом резко потеплели российско-американские отношения – после событий 11 сентября 2001 г. И вектор Штокмана кардинально изменился – переписывались ТЭО, пересчитывались инвестиции. Весь газ решили направить только в США, построив СПГ-завод (тогда – в Ленинградской области), оценки которого сильно расходились: у «Газпрома» $10 млрд, у «Роснефти» около $8 млрд, а у инвестбанков до $20 млрд.

Штокмановское газоконденсатное месторождение

расположено в Баренцевом море (около 600 км от Мурманска, глубина моря – 320–340 м). открыто в 1988 г. запасы – 3,8 трлн куб. м газа и около 37 млн т конденсата (С1 + С2). владелец лицензии – ООО «Газпром добыча шельф» (бывший «Севморнефтегаз», 100% у «Газпрома»).

Штокмановское месторождение – один из крупнейших активов «Газпрома», в первой пятерке по размеру запасов. Последний план его разработки появился в 2007 г.: у проекта несколько фаз, первая должна стартовать в 2013 г., предварительная оценка инвестиций в нее – $13–15 млрд (столько стоит сейчас «Новатэк», второй после «Газпрома» производитель газа в стране).

Кризисный бюджет

План по добыче газа на первой фазе Штокмана – 23,7 млрд куб. м в год (около 5% нынешней добычи «Газпрома»), а в целом – до 95 млрд куб. м, столько добывает сейчас главный конкурент России на рынке Европы – Норвегия. В 2013 г. первый газ с шельфа Баренцева моря должен пойти по трубопроводам на северо-запад России и в Европу, а с 2014 г. половина сырья в сжиженном виде будет уходить на другие рынки, прежде всего в США. Завод по производству сжиженного газа (СПГ) планируется построить у поселка Териберка в Мурманской области, проектная мощность на первом этапе – 7,5 млн т в год.

Но карты, похоже, спутал кризис: в первом полугодии 2009 г. «Газпром» снизил продажи газа на 21%, добычу – на 23%, а прибыль – на 41% к уровню 2008 г. И сроки по Штокману могут быть пересмотрены «в зависимости от ситуации на рынке природного газа», указал «Газпром» в июльском меморандуме к выпуску еврооблигаций.

О возможных задержках заявляет и французский партнер по Штокману – Total. Если окончательное инвестиционное решение по проекту появится только к концу 2010 г., то «вряд ли нам удастся начать добычу газа раньше чем в 2015–2016 гг.», заявил в начале октября гендиректор Total Кристоф де Маржери.

Никаких решений на этот счет нет, уверяет представитель «Газпрома». И все же план концерна по инвестициям в проект срезан: в его новом кризисном бюджете на 2009 г. (утвержден советом директоров «Газпрома» 30 сентября) неизменными остались только затраты на плавучую буровую установку для Штокмана и Приразломного месторождения – 31,7 млрд руб. А вот план по расходам на освоение Штокмана сокращен на 54% (13,1 млрд руб. вместо 24,2 млрд руб., утвержденных в декабре), говорят два близких к «Газпрому» источника. Планы на 2010 г. «Газпром» пока не раскрывает. А в 2008 г. инвестпрограмма по Штокману составляла около 15 млрд руб.

17 долгих лет

Государство рассталось с лицензией на Штокман в 1992 г., передав ее ЗАО «Росшельф» (основным акционером был и остается «Газпром»). Почти сразу начались переговоры с иностранцами о совместной разработке месторождения. А первое соглашение с ними «Росшельф» подписал в 1996 г.: это был рамочный документ о создании консорциума, 50% которого было бы у России, оставшееся – в равных долях у американской Conoco, финской Fortum, норвежской Norsk Hydro и французской Total. Штокман должен был стать ресурсной базой для Северо-Европейского газопровода (сейчас Nord Stream), а добыча – начаться в середине 2000-х.

Иностранцы в очередной раз заявили, что готовы к сотрудничеству – и с новыми партнерами, и с новыми планами и проектами.

Но ничего не вышло: в самом конце 2004 г. «Роснефть» купила «Юганскнефтегаз», потратив неподъемные тогда для нее $9,35 млрд, и вышла из всех шельфовых проектов с «Газпромом». В 2005 г. концерн стал снова пересматривать проект. А потом вмешалась политика: в 2006 г. прозвучали сразу два сенсационных заявления. Президент Владимир Путин заявил, что газ с проекта все же пойдет в Европу. А «Газпром» – что разработает Штокман сам, иностранцы не нужны. Еще год проект оставался в подвешенном состоянии. И только к 2007 г. «Газпром» предложил компромисс: газ – по двум направлениям, а иностранцев – младшими партнерами в компании-операторе, которая будет получать плату от построенной инфраструктуры, но без доступа к российскому газу.

Допустимые иностранцы

Прошел очередной тендер по выбору партнеров, и «Газпром» наконец определился. В 2008 г. был создан оператор первой фазы Штокмана – швейцарская Shtokman Development AG: 51% у «Газпрома», 25% у французской Total, 24% у норвежской StatoilHydro. Все права на лицензию, а также на 100% добытого и сжиженного газа – у «Газпрома». А Shtokman Development, по сути, сервисная компания – таких ограничений потребовали российские власти, особенно после поправок в закон «О недрах» и «Об иностранных инвестициях».

Shtokman Development построит инфраструктуру, СПГ-завод, будет владеть этими активами в течение 25 лет, получая от «Газпрома» плату за услуги по добыче и сжижению газа. А потом иностранные партнеры должны вернуть свои доли «Газпрому».

Инвестиционное решение по Штокману будет к весне 2010 г., заявлял в мае председатель правления «Газпрома» Алексей Миллер. Два года назад менеджер StatoilHydro говорил «Ведомостям», что у партнеров есть право выйти из проекта – в зависимости от тех прогнозов, которые будут в инвестиционном решении. Сейчас таких заявлений норвежская компания не делает. Statoil и Hydro занимаются Штокманом почти 20 лет, инвестиционное решение будет в I квартале 2010 г., говорит представитель скандинавского концерна. Но могут ли снова поменяться сам проект, его сроки и участники – не комментирует.