"АвтоВАЗ" можно сделать безубыточным за два месяца

Самарская объединенная компания (СОК) по-прежнему предлагает за два месяца вывести «АвтоВАЗ» на безубыточный уровень, если ей позволят реализовать в Тольятти собственную антикризисную программу
Д.Гришкин

Группа СОК обновила свои предложения по антикризисной программе в связи с ухудшающейся ситуацией на «АвтоВАЗе», рассказал представитель группы Дмитрий Румянцев. Новая версия программы опубликована на сайте компании.

Впервые программу вывода автозавода из кризиса предложил основной собственник группы Юрий Качмазов (владеет 0,01% акций «АвтоВАЗа») на собрании акционеров завода в июне. Он уверял, что можно покончить с убытками за два-три месяца. Для этого «АвтоВАЗ» должен был наращивать экспорт Chevy Niva и Lada Kalina, сократить число поставщиков комплектующих и жестче работать с дилерами.

Похожие предложения вошли и в новый вариант программы. Ее основные направления: реструктуризация производства (выделение вспомогательных и непрофильных производств), реорганизация сбытовой сети и сохранение компетенций заводского научно-технического центра. Также «АвтоВАЗ» должен доработать и запустить проект С (Lada 2116). Иначе «через три-пять лет текущие модели «АвтоВАЗа» полностью уйдут с рынка, а инженерно-технический потенциал завода будет полностью утерян», предрекает СОК. От проекта С (Lada 2116) завод отказался в сентябре, сделав ставку на платформу В0 (выкуплена у Renault в начале года за 100 млн евро), две новые модели Renault и Nissan планируется запустить в производство в 2012 г.

Об опасности потери собственных моделей предупреждает и агентство «Автостат» в публикуемом сегодня исследовании «АвтоВАЗ» – анализ ситуации и сценарии будущего» (есть у «Ведомостей»). Уже в ближайшие годы в производстве тольяттинского завода на модели Lada будет приходиться не более 70 000 машин, отмечает директор «Автостата» Сергей Целиков.

И «Автостат», и СОК предлагают провести на заводе полный аудит, расширить дилерскую сеть и снизить цены на машины (на 4–11% по предложению «Автостата»). Все это, говорится в исследовании, позволит автозаводу уже в 2010 г. занять долю рынка в 35%, вернув производство на уровень 2008 г. (см. таблицу). СОК обещает увеличить выпуск Lada до 50 000 штук в месяц, а Niva (с учетом «GM-АвтоВАЗа») – до 120 000 штук в год. «О сроках [выхода на безубыточность] можно говорить только после детального аудита всего «АвтоВАЗа», – сказал Румянцев.

За девять месяцев завод произвел 220 986 машин. По итогам октября его доля на рынке – 25% (за 10 месяцев продано 297 725 машин, -44% к аналогичному периоду 2008 г.).

В условиях нынешнего рынка «АвтоВАЗ», кто бы им ни управлял, не сможет ежемесячно продавать по 50 000 машин, говорит директор московского представительства A.T. Kearney Евгений Богданов. И даже через год такие продажи автозаводу не грозят без изменения продукта и его ценового сегмента, продолжает он. В возможность таких изменений за год Богданов не верит. Возвращение российского рынка к уровню 2008 г. произойдет не раньше чем через семь лет, уверен аналитик.

Главный минус программы СОК – неизвестный источник средств на нее и на покрытие текущих убытков и долгов завода, считает ведущий эксперт УК «Финам менеджмент» Дмитрий Баранов. В отчете «Автостата» говорится, что уже в 2010 г. автозавод мог бы практически отказаться от «прямых вливаний» со стороны государства. Для этого надо на время снизить налоговую нагрузку, на 15–20% загрузить конвейер госзаказами и договориться с главными кредиторами (Сбербанк и ВТБ) об изменении условий кредитных договоров с краткосрочных на долгосрочные, государству надо лишь субсидировать процентные ставки по ним.

«Многочисленные программы и отчеты по «АвтоВАЗу» представляют довольно очевидные положения и предложения. Но наша программа реформирования производства и сбыта гораздо шире и основана на более эффективных и радикальных мероприятиях», – прокомментировал предложения СОК директор по внешним связям ОАО «АвтоВАЗ» Игорь Буренков.