Российские компании сократили социальные бюджеты сильнее, чем на Западе

Российские компании с началом кризиса сократили свои социальные бюджеты гораздо сильнее, чем на Западе. Ничего хорошего в ближайшее время эксперты от них не ждут – компании переходят на неденежные формы филантропии

Что делать. 21

процент компаний собирается больше вовлекать в благотворительность сотрудников

19

процентов компаний планируют увеличить внимание социальному эффекту благотворительных программ – вторая по популярности мера

4

процента компаний могут отказаться от бюджетозамещающих расходов, которые производят по просьбе местных властей, – самая непопулярная мера, по данным исследования «CAF Россия», 2009 г.

В 2009 г. средняя величина благотворительного бюджета среди опрошенных крупных компаний с выручкой более 1 млрд руб. составит около 180 млн руб., тогда как в 2008 г. она была на уровне 215 млн руб., а еще годом раньше – 240 млн руб., свидетельствует исследование «Благотворительность в кризис», проведенное исследовательской группой «Циркон», компанией PricewaterhouseCoopers, «Форумом доноров» и «CAF Россия». На Западе падение меньше (см. статью на стр. В4). В среднем сокращение социальных бюджетов оценено в 30%.

«Многие наши компании с началом кризиса слишком легко пошли на урезание благотворительных программ. Для них это еще не стало естественной частью корпоративной культуры. На Западе такого падения пожертвований нет, – отмечает Мария Черток, директор благотворительного фонда «CAF Россия». – И наше собственное исследование, и оценки аналитиков свидетельствуют, что бюджеты на корпоративную благотворительность многие компании сократили на 30% и более. Наиболее пострадавшие в кризис предприятия финансового сектора, ритейл, металлургия и вовсе свернули благотворительные программы и расформировали соответствующие отделы».

Финансовый директор фонда помощи «Подари жизнь» Ольга Капитульская отмечает, что объем пожертвований юридических лиц продолжает сокращаться. Если в первом полугодии 2009 г. 33% из всего объема пожертвований поступило от компаний, то за III квартал их доля составила 19,8%.

Бюджет на корпоративную социальную ответственность (КСО) компания «Амвэй» формирует из нескольких источников: процента от годового дохода российского филиала компании, средств, получаемых от продаж специально произведенной продукции, добровольных пожертвований дистрибуторов и сотрудников компании. Несмотря на кризис, в этом году он составит около 27 млн руб. – на уровне прошлого года, говорит Ирина Платонова, ведущий специалист по КСО ООО «Амвэй».

Не ожидает снижения пожертвований и Нюта Федермессер, президент фонда помощи хосписам «Вера». «Помощь хосписам – специфическая деятельность, у нас помощи корпораций особо не было. А те компании, которые в силу личного знания нашей работы оказывают помощь, не откажутся от нее и в кризис», – уверена Федермессер.

В целом, по данным «CAF Россия», наиболее подвержены кризису с позиций НКО оказались поступления от коммерческих компаний (их сокращение отмечают 65% НКО, получающих или получавших средства из данного источника), региональных и муниципальных бюджетов (54% и 52% соответственно), доходы от предпринимательской деятельности (52%). Самыми стабильными оказались поступления из федерального бюджета и взносы от учредителей, членов: более 50% опрошенных отмечают, что они остались на прежнем уровне или даже возросли.

Привлекли сотрудников

Сокращая социальные инвестиции, компании стимулируют частные пожертвования своих сотрудников.

Дистрибуторы «Амвэя» вовлекаются в проект по оборудованию игровых и сенсорных комнат в медицинских и социальных учреждениях для детей. «Многие впоследствии берут под свою опеку эти комнаты, а в ряде случаев и сами учреждения, оказывая им дополнительную помощь», – рассказывает Платонова. Лучшие сотрудники получают от компании чеки на благотворительные цели на сумму от 1500 до 2500 евро. Компания напрямую денег не перечисляет, но дает возможность выбрать, кому будет оказана помощь (на программу уже потрачено 129 000 евро).

Руслан Ноздряков, директор по корпоративным коммуникациям Philips в России и СНГ, бюджет на благотворительность не сообщил, но рассказал, что помимо сбора пожертвований внутри компании организуются локальные акции, которые помогают собрать средства. Например благотворительная распродажа в офисе образцов продукции и товаров с поврежденной упаковкой, по итогам которой было собрано 150 000 руб. на лечение тяжелобольного ребенка.

Натуральная помощь

«Нам хотелось бы оказывать помощь людям, страдающим тяжелыми заболеваниями, инвалидам, больным детям», – говорит Виктор Воронин, председатель совета директоров ЗАО «Вита-В». Помочь деньгами компания не может, но в 2009 г. 14 000 бутылок кислородной воды VitaoxyV получили НКО «Первый хоспис для детей с онкологическими заболеваниями» и организация инвалидов «Караван», а также дети из НИИ детской онкологии и гематологии Российского онкологического центра им. Н. Н. Блохина.

«Мы предлагаем российским школам свою экспертизу в оснащении современным энергосберегающим освещением. А новое светотехническое оборудование для «Эрмитажа» позволит уменьшить экономические затраты музея на электроэнергию до 55%. Обеспечиваем бесплатное обследование населения на нашем инновационном оборудовании», – говорит Ноздряков. Безвозмездно Philips передает детским больницам и оборудование собственного производства.

В сентябре банк «Уралсиб», школа бизнеса «Мирбис» и региональные центры занятости начали бесплатную переквалификацию безработных специалистов. В Краснодаре и Уфе переобучение прошли более 50 человек. В регионах присутствия банка проходят семинары по искусству трудоустройства для безработных на базе учебных центров банка, рассказывает Екатерина Успенская, руководитель службы человеческих ресурсов «Уралсиба».

«Со второго полугодия 2009 г. компании активно стали искать неденежные возможности помощи, – заметила Наталья Каминарская, исполнительный секретарь «Форума доноров». – Корпоративное волонтерство и консультации разных экспертов – тенденции корпоративной благотворительности конца 2009 г. Хотелось бы ошибиться, но в 2010 г. не стоит ожидать увеличения финансовой корпоративной благотворительности. Главное – чтобы бюджеты вообще остались».

Консалтинговая, юридическая помощь очень важна для НКО, говорит Федермессер.

Однако денег это не заменит, добавляет Черток. Она считает, что в 2010 г. ситуация может улучшиться, поскольку бюджеты на 2009 г. утверждались в конце 2008 г., самый депрессивный для российской экономики момент. «Но в любом случае, даже если появятся деньги, компаниям потребуется время и люди для возвращения на прежний уровень», – добавляет она.

По данным «CAF Россия», приоритет компаний – вовлечение сотрудников в благотворительность, тогда как для НКО наиболее важным (помимо денег) является предоставление в пользование материальных активов (68% НКО поставили это на первое место); далее – покупка производимых НКО товаров и услуг (48%), на третьем месте – бесплатная помощь и волонтерство сотрудников (30%).