"Ютэйр" впервые потеснила "Аэрофлот"


Ютэйр» в октябре впервые вышла на второе место по объемам внутренних перевозок, следует из данных Росавиации и Транспортной клиринговой палаты. Авиакомпания в прошлом месяце перевезла по России 305 000 человек, ровно столько же, сколько и «Аэрофлот» (лидер тут прежний – «Сибирь» с 326 000 человек). В октябре 2008 г. показатель «Ютэйр» был на 33,7% ниже. Более того, «Ютэйр» единственная из первой пятерки по итогам 10 месяцев продемонстрировала рост международных и внутренних авиаперевозок по сравнению с аналогичным периодом 2008 г., правда, небольшой – на 2,8%. Для сравнения: перевозки «Аэрофлота» упали на 7,8%, «Трансаэро» – на 0,4%, «Сибири» – на 27,4%, ГТК «Россия» – на 17,5%. Всего российские авиакомпании с января по октябрь перевезли 38,3 млн пассажиров – на 12,7% меньше, чем за 10 месяцев 2008 г. По итогам 10 месяцев «Ютэйр» на четвертом месте.

ОАО «Авиакомпания «Ютэйр»

Финансовые показатели (РСБУ, 9 месяцев 2009 г.): выручка – 24,66 млрд руб., чистая прибыль – 276,9 млн руб.

«Атомредметзолото»

урановый холдинг. акционер – «Росатом» (100%). финансовые показатели (МСФО, 2008 г.): выручка – 15,2 млрд руб., чистая прибыль – 289,2 млн руб.

Khan Resources

урановая компания. акционеры – 100% free float. финансовые показатели (МСФО, девять месяцев, закончившиеся 30 июня 2009 г.): выручка – $150 000, убыток – $4 млн.

Кризис кого-то «режет без ножа», а кому-то дает возможности, замечает гендиректор «Ютэйр» Андрей Мартиросов. Секрет авиакомпании в том, что с начала года «Ютэйр» открыла более десяти новых маршрутов из Москвы в крупнейшие города России – Новосибирск, Омск, Барнаул, Красноярск и др., рассказывает он. Число трансфертных пассажиров во «Внуково» (базовый аэропорт компании в Москве) увеличилось с 4000 до 14 000 человек в неделю, продолжает Мартиросов. В планах открыть до конца года еще несколько маршрутов по России. «Ютэйр» помогло и то, что компания имеет ряд уникальных направлений – из Сургута, Тюмени, Ханты-Мансийска, а также наличие высокорентабельного вертолетного бизнеса, добавляет аналитик «Авиапорта» Олег Пантелеев.

Правда, все новые маршруты «Ютэйр» – половина от общего числа – планово убыточны, говорит Мартиросов, а вертолетный бизнес действительно выполняет роль «подушки безопасности». Он дает около 40% годовой выручки компании – $400 млн, его рентабельность – около 20%. В самолетном бизнесе маржа находится «около нуля», уточняет он. Прибыльными рейсы станут через 2–3 года, считает Пантелеев.

«Ютэйр» не может развиваться на популярных европейских направлениях – Лондон, Париж и проч., сожалеет Мартиросов. Зато на внутренних рейсах по итогам года компания может обогнать «Аэрофлот», а возможно, и «Сибирь», считает Пантелеев.