Создание «Росавиа» снова под вопросом

Создание новой авиакомпании «Росавиа» силами «Ростехнологий» и правительства Москвы снова под вопросом. Главные проблемы – долги корпорации перед «Атлант-союзом» и спор за контроль над ГТК «Россия»
Д.Гришкин

Другой спорный момент – размер затрат, которые понес «Атлант-союз», спасая пассажиров «Эйрюнион». Официально называется 3,5 млрд руб., по факту – 5,6 млрд, утверждает Кичеджи. Впрочем, Москва согласна и на 3,5 млрд руб., рассказывает он, но и эти средства получить непросто: госкорпорация предлагала перечислить деньги напрямую кредиторам «Атлант-союза» – Газпромбанку и Росрезерву, говорит Кичеджи. По этим долгам «Ростехнологии» выступили поручителем и если госкорпорация погасит долги «Атланта» перед кредиторами, то авиакомпания так и остается должником – только уже своего поручителя, добавляет он. По словам Кичеджи, в итоге стороны договорились, что «Атлант-союз» получит средства на свои счета и сам расплатится с кредиторами. Ожидалось, что это произойдет до 1 декабря. Но деньги так и не поступили, говорит Кичеджи. Средства перечислены, утверждает сотрудник «Ростехнологий», не называя суммы. Представитель госкорпорации от комментариев отказался.

В 2008 г., когда правительство Москвы и «Ростехнологии» объявили о создании «Росавиа», гендиректор госкорпорации Сергей Чемезов заявлял, что новый перевозчик составит конкуренцию «Аэрофлоту». Летом 2009 г. учредители «Росавиа» отказались от иллюзий, определив себе место в пятерке ведущих авиакомпаний России. Изначально в «Росавиа» должно было войти 11 перевозчиков, позднее четыре из них – «Красэйр», «Домодедовские авиалинии», «Самара» и «Дальавиа» – стали банкротами. Оставшиеся – ГТК «Россия», «Владивосток авиа», «Оренавиа», «Кавминводыавиа», «Сахалинские авиатрассы», «Саратовские авиалинии» и «Атлант-союз» – до сих пор летают «сами по себе». За январь – сентябрь их суммарный пассажиропоток составил 6,02 млн человек (у «Аэрофлота» без учета «дочек» – 6,5 млн). Наибольший спад пассажиропотока показал «Атлант» – более 50% к уровню 2008 г. У перевозчика тяжелое финансовое положение. Его долг превышает 11 млрд руб., признается Кичеджи.

Еще в ноябре 2008 г. Москва и «Ростехнологии» учредили оболочку будущего перевозчика – ОАО «Авиакомпания» (в пропорции 49 к 51), но оно так и не получило ни одного актива.

Сейчас главная помеха для создания авиакомпании – долги «Атлант-союза» (контроль у правительства Москвы), которые перевозчик накопил, перевозя в 2008 г. пассажиров альянса «Эйрюнион». Компенсация этих затрат лежит на «Ростехнологиях», которым деньги поступают из федеральной казны. Госкорпорация получила уже 2,6 млрд руб. из 3,5 млрд, заложенных в бюджете.

На последнем совете директоров «Авиакомпании» вопрос возврата долга был самым дискуссионным, рассказал Василий Кичеджи, руководитель департамента транспорта и связи правительства Москвы, председатель совета директоров «Атлант-союза». Госкорпорация предлагала мэрии сначала внести в ОАО акции «Атлант-союза», а затем получить компенсацию. Москва настаивала на противоположном варианте: сначала деньги – потом актив, рассказывает он.

«Атлант» скорее обуза для будущей авиакомпании, чем польза, полагает гендиректор Infomost Борис Рыбак. Самый ценный актив – ГТК «Россия», на ее основе и надо строить холдинг. Но и с этим активом нет определенности. У перевозчика долги на 6 млрд руб., говорил недавно руководитель Росавиации Геннадий Курзенков. Из них половина – просроченные, добавлял источник, близкий к ГТК. Вчера эта ситуация обсуждалась на совещании у вице-премьера Сергея Иванова. Там же был поднят вопрос, кому ГТК может отойти после акционирования. Летом 2008 г. президент подписал указ о передаче «России» «Ростехнологиям», но на актив претендует и правительство Санкт-Петербурга. Окончательного решения не принято. Каждая из сторон готова взять ГТК себе, при условии что федеральные чиновники помогут с погашением долгов, сообщил «Ведомостям» источник, близкий к госкорпорации: в течение 10 дней «Ростехнологии» и мэрия Петербурга направят в Минтранс предложения по финансовому оздоровлению «России».

Рыбак уверен, что возможности для создания «Росавиа» есть: колоссальный административный ресурс, прежде всего со стороны «Ростехнологий», и состояние российского рынка, на котором есть место новым игрокам. Рыбак не исключает, что Москва может выйти из игры: впрочем, госкорпорация справится и сама. «Перекресток, на котором мы [мэрия и госкорпорация] могли встретиться, уже пройден», – замечает один из чиновников мэрии. Проблема в том, что для «Росавиа» так и не нашелся грамотный менеджер, полагает Рыбак, а если компания не будет создана в ближайший год, то о проекте можно забыть.