Владимир Путин уплыл на тридцать лет вперед

Премьер Владимир Путин потребовал разработать долгосрочную программу кораблестроения и реформировать под нее судостроительную отрасль

Военную кораблестроительную программу, рассчитанную минимум на 30 лет, «абсолютно необходимо» разработать в самые сжатые сроки, заявил в пятницу премьер Владимир Путин на совещании в Санкт-Петербурге. По его мнению, в документе должны быть обозначены четкие приоритеты отрасли с учетом финансовых возможностей государства. Без такой долгосрочной программы Объединенная судостроительная корпорация (ОСК) не сможет выстроить стратегию своего развития, уверен премьер.

Ситуацию в отрасли Путин назвал «неплохой», отметив, что за январь – сентябрь производство выросло на 74%. Он также напомнил о решении правительства выделить Амурскому судостроительному заводу 1,9 млрд руб. для завершения работ над зарубежным заказом (достройка и испытания атомной подлодки «Нерпа» для ВМС Индии. – «Ведомости») и о решении Минобороны разместить на этом заводе заказы на 3 млрд руб.

«Адмиралтейская верфь», где прошло совещание, приурочила к событию спуск на воду танкера ледового класса «Кирилл Лавров», построенного с применением новейших технологий – электродвижения и движителя типа «азипод». Гендиректор завода Владимир Александров сообщил Путину, что предприятие строит еще две неатомные лодки нового проекта 667 (головная – «Санкт-Петербург» – спущена на воду пять лет назад, но испытания никак не завершатся). Именно этому заводу достался заказ на шесть лодок проекта 636, контракт ценой более $2 млрд на днях был подписан с Вьетнамом.

Программу будет готовить Минобороны при участии ОСК и Минпромторговли, говорит сотрудник военного ведомства. По его словам, разрабатываемая стратегия ОСК будет увязана как с ФЦП «Развитие гражданской морской техники» до 2016 г. (расходы бюджета – 92 млрд руб., внебюджетные – 43 млрд руб.), так и с планами по строительству военных кораблей на экспорт и для ВМФ России. Затраты на их строительство утверждены в госпрограмме вооружений до 2015 г. и превышают расходы по ФЦП, продолжает чиновник, но они будут пересмотрены, если появится новая программа кораблестроения. Другой сотрудник Минобороны отмечает, что в 2009 г. расходы на строительство надводного военного флота составят 30 млрд руб., с 2006–2007 гг. они удвоились. Получить комментарии в ОСК не удалось.

Идея подготовки 30-летней программы развития военного флота правильная, но малореалистичная из-за отсутствия экономической стабильности в России, говорит редактор Moscow Defense Brief Михаил Барабанов. Нет у чиновников и единого подхода к развитию флота и определению его места в Вооруженных силах, продолжает он: «Признаком отсутствия такого консенсуса являются, в частности, планы покупки во Франции дорогостоящего десантного корабля Mistral, предназначенного для решения задач, не стоящих перед российским ВМФ, – экспедиционных и интервенционных действий в океанской зоне».

Рост судостроения в январе – сентябре был вызван, по мнению Барабанова, сдачей нескольких кораблей, в частности сторожевого корабля «Ярослав Мудрый». По оценке эксперта, до 2015 г. ВМФ получит от промышленности три стратегические атомные подлодки проекта 955/955А, одну атомную лодку проекта 885, три дизельных проекта 677, пару фрегатов проекта 22350 и до пяти корветов проекта 20380, а также несколько вспомогательных судов, что весьма слабо загрузит промышленность, рассчитанную на выпуск нескольких десятков таких кораблей в год.