"Почта России": как обратить закупки на аукционах в свою пользу

Чтобы сократить расходы, все госучреждения и многие компании перевели закупки на аукционную систему: кто даст лучшую цену. Но часто эти аукционы – только видимость. Примером может служить «Почта России»
А.Махонин

Когда нас перестали пускать на торги, я обратился за разъяснениями на «Почту России». И один из руководителей недвусмысленно мне сказал, что моя организация под любым формальным предлогом не будет допущена к участию в аукционах», – рассказывает Константин Натович, гендиректор ООО «Реал плюс», торгующего конвертами, сургучом, шпагатом и другими необходимыми в почтовом деле мелочами.

До начала 2008 г. почти все закупки «Почта России» делала через ФГУП «Межрегиональный специализированный почтовый центр» (МСПЦ). МСПЦ был создан в 1991 г. как эксклюзивный поставщик «Почты», в ноябре 2006 г. преобразован в ОАО, но при этом на 100% остался в госсобственности. МСПЦ закупал для «Почты» компьютеры, почтовые машины, технику и около 80% расходных материалов (бумагу, конверты, скотч, сургуч и т. п.); остальное региональные отделения приобретали напрямую.

Гендиректором «Почты России» работает Александр Киселев, а его первым заместителем – Денис Чуйко. На рынке телекоммуникаций они известны одним громким проектом. Дело было в конце 2007 г. Чуйко, который выступал как владелец ООО «Единая почтовая корпорация» (ЕПК), сделал Киселеву, который работал гендиректором «Связьинвеста», интересное предложение: «дочки» «Связьинвеста» платят 3,2 млрд руб. за 49% подконтрольной ЕПК фирмы «Системы гибридной печати» (СГП), а СГП на эти деньги строит региональные центры, которые станут принимать от «дочек» «Связьинвеста» электронную информацию о счетах, распечатывать ее на бланках и доставлять абонентам. Советы директоров «дочек» «Связьинвеста» дружно взялись голосовать «за». Но в дело вмешалась Ассоциация по защите прав инвесторов, представляющая миноритариев «дочек». Она возмутилась: компании «Связьинвеста» будут финансировать «рискованный непрофильный проект без гарантий возврата инвестиций», причем приобретут неконтрольный пакет, но будут главными потребителями его услуг. Это очень похоже на «схему обогащения физических лиц – бенефициаров контролирующего акционера СГП», сочли миноритарии. Вопросы по сделке возникли и у АФК «Система», владеющей 25% плюс 1 акция «Связьинвеста». В итоге «Связьинвесту» пришлось заморозить проект, а затем и вовсе забраковать, после того как в феврале 2009 г. гендиректором «Связьинвеста» был назначен Евгений Юрченко.

О пользе конкуренции. 534

миллиарда рублей – в такую сумму оценивает ФАС экономию бюджетных средств, которая была достигнута в 2006–2008 гг. за счет проведения электронных торгов при госзакупках.

ФГУП «Почта России»

Национальный почтовый оператор. Находится в государственной собственности. Финансовые показатели (2009 г.): операционный доход – 96 млрд руб., чистая прибыль – 200 млн руб. Насчитывает 85 филиалов, около 42 000 отделений почтовой связи, 415 000 сотрудников. Ежегодно принимает, обрабатывает и доставляет более 1,6 млрд писем, 54 млн посылок и более 180 млн денежных переводов.

«Ко мне обращались с предложениями от одной из трех фирм, которые «Почта» допускает к аукционам, – утверждает Виктор Шкрунин, главный технолог ООО «Вирни м», поставлявшего раньше для «Почты» полиэтиленовые пакеты. – Мне сказали, что «Вирни м» допустят до торгов, если мы будем отдавать деньгами до 30% от стартовой цены. Мы отказались, и после этого нас не допускали».

«Такого просто не может быть!» – возмущена представитель «Почты России» Елена Диденко. Но расследование «Ведомостей» показывает, что очень даже может.

Модная система

На упаковочные и канцелярские материалы «Почта» тратит не так много: по словам Диденко, в 2009 г. – 106 млн руб., а весь бюджет на закупки по итогам электронных торгов был 3,3 млрд руб.

Статус ФГУП позволяет «Почте» проводить большую часть закупок вне конкурсов, напоминает Диденко. «ФГУПы не подпадают под действие закона о госзакупках», – подтверждает директор департамента Федеральной антимонопольной службы (ФАС) Михаил Евраев. Тем не менее, по словам Диденко, чтобы добиться оптимальных закупочных цен, Минсвязи еще в 2002 г. поручило «Почте» организовать систему конкурсных торгов.

Первый аукцион прошел только в ноябре 2006 г. – на поставку огнетушителей на 2,5 млн руб. Потом торгов почти год не было. Тем временем в компании сменилось начальство: осенью 2007 г. место гендиректора Игоря Сырцова занял бывший президент Сбербанка Андрей Казьмин.

«Тему с торгами поднял и. о. главы «Почты России» Андрей Коновал, – вспоминает бывший руководитель отдела материально-технического обеспечения «Почты» Станислав Куцаев. – Казьмин сразу же поддержал эту идею и возобновил договорные отношения с торговой площадкой Setonline. Начали с двух позиций (бумага и канцелярские принадлежности), а к концу 2008 г. практически все эксплуатационные (расходные) материалы закупались через электронные торги».

По словам Куцаева, когда начались торги, все сразу увидели разницу между поставками через МСПЦ и напрямую: цена снизилась на 15–25%. Благодаря аукционам «Почте» удалось сэкономить на закупках. В 2008 г. было проведено более 2000 электронных торгов по 16 группам товаров – совокупная стартовая цена в 870 млн руб. в итоге понизилась на 141,5 млн руб., говорится на сайте «Почты». Диденко утверждает, что по результатам электронных торгов за 2008 г. цена снизилась в среднем всего на 5,3%, а основное снижение цен было вызвано переходом от закупок мелких партий товара (бумага, канцелярские товары, картриджи) у небольших компаний к ежеквартальным оптовым закупкам у производителей или крупных поставщиков.

Финансовое положение МСПЦ, напротив, ухудшалось: выручка от продаж в 2008 г. по сравнению с 2007 г. упала на треть: с 963,95 млн руб. до 646,25 млн руб. Но МСПЦ не собирался так просто сдавать позиции.

«МСПЦ не раз обсуждал с нами тему неучастия нашей компании в аукционе, чтобы не создавать излишней конкуренции, – говорит Натович из «Реал плюс». – За это МСПЦ обещал покупать продукцию у нас». Руководители МСПЦ давление на «Реал плюс» опровергают.

В январе 2009 г. начальство на «Почте» опять сменилось: Казьмин ушел, его сменил бывший гендиректор «Связьинвеста» Александр Киселев. А в феврале поставщики «Почты» обнаружили, что запущенные при Казьмине торги в электронной системе Setonline остановлены.

За бортом

«Сначала я подумал, что это технический сбой, – вспоминает Натович. – Стал звонить на «Почту». Мне сказали: нам тут некогда торгами заниматься – мы все пишем заявления об уходе. Я позвонил в региональные отделения и там услышал тот же ответ».

«В феврале прошлого года меня и несколько моих коллег, отвечавших за материально-техническое обеспечение филиалов «Почты», вызвали в отдел кадров и сообщили, что новая администрация не видит нас больше в этих должностях, – рассказывает Куцаев. – Давайте вы уйдете по соглашению сторон, сказали нам. Я спросил: а какие варианты? Мне ответили: без вариантов, найдем причины уволить и по статье» (Диденко, правда, утверждает, что масштабных кадровых перестановок в имущественном блоке «Почты» тогда не было).

С середины февраля 2009 г. два месяца «Почта» вообще не проводила никаких аукционов в системе Setonline, а первые торги по закупке эксплуатационных материалов прошли только в июне. Но независимым поставщикам вход на аукционы был закрыт, говорит Натович. Поставщики жалуются, что за редким исключением к торгам по эксплуатационным материалам с тех пор допускались только три компании: ОАО «МСПЦ», ООО «Пром-снаб», ООО «Норден дом».

«В 2009 г. в конкурсах и аукционах «Почты России» участвовало около 200 поставщиков, – говорит Диденко. – «Почта» проводит все аукционы в строгом соответствии с регламентами, устанавливающими критерии допуска поставщиков».

Три товарища

Проверить все торги «Почты» за два года или даже за год – задача для газеты неподъемная: по данным Setonline.ru, в 2009 г. состоялось более 2100 аукционов на общую сумму около 3,3 млрд руб., информация по каждому аукциону (в котором бывает не один лот) хранится в отдельном файле на сайте Setonline.ru. Поэтому «Ведомости» ограничились только торгами по расходным материалам и только в двух кварталах – в IV квартале 2008 г., когда независимые поставщики, по их словам, допускались к торгам, и в IV квартале 2009 г., когда независимых, по их словам, пускать перестали (см. таблицу www.vedomosti.ru).

В «казьминском» квартале 2008 г. состоялось 49 аукционов по расходным материалам на общую сумму 19 млн руб. В торгах участвовали 38 компаний. На 27 аукционах на сумму 9,52 млн руб. победил МСПЦ, еще на пяти – «Реал плюс» (2,6 млн руб.), на трех – ООО «Канцмаркет» (1,52 млн руб.). На остальных аукционах победили еще 13 компаний.

Конечная цена при этом снижалась на 0,5–67% от стартовой, количество участников доходило до девяти, а торги могли идти не один день. Например, в ходе аукциона A_3155 было сделано 102 шага, начался он 11 ноября, а закончился 14-го со снижением почти на 52% от стартовой цены (201 040 руб. против 417 124 руб. на старте). А в результате торгов 21 октября (A_2702) чековая лента обошлась на 67% дешевле стартовой цены.

В «киселевском» квартале 2009 г. состоялось 74 аукциона (в четырех было больше одного лота) по расходным материалам на 73 млн руб. Ко всем торгам были допущены только три компании: уже названные выше МСПЦ, «Пром-снаб» и «Норден дом». МСПЦ выиграл 57 лотов (сумма – 53,83 млн руб.), «Пром-снаб» – 20 (12,98 млн руб.), а «Норден дом» – 6 (6,42 млн руб.).

Конечная цена при этом, как правило, снижалась на 0,5–1%, это и немудрено: участники торгов делали всего 1–2 предложения. Лишь раз стоимость закупки упала сильнее – на 3,23% по лоту на 56 000 руб., но также после одного предложения (выиграл МСПЦ). «Ведомостям» удалось обнаружить лишь один случай, когда было сделано три предложения и торги при этом состоялись.

«Пром-снаб», согласно ЕГРЮЛ, зарегистрирован в ноябре 2008 г. Эта компания не чужая МСПЦ: ее гендиректором на 1 января 2009 г. в СПАРК значился Игорь Асманов, который работает заместителем гендиректора МСПЦ. С июня 2009 г. у «Пром-снаба» другой директор – Сергей Прорубщиков, а единственный владелец – кипрский офшор «Эдбери энтерпрайзес лтд».

Как следует из ЕГРЮЛ, Асманов был гендиректором еще одного ООО со схожим названием – «Промснаб», зарегистрированного в октябре 2008 г. У «Промснаба» с МСПЦ один и тот же юридический адрес, а учредитель «Промснаба» – Вадим Поликарпов, возглавляющий МСПЦ с февраля 2004 г.

«Норден дом» зарегистрирован в Горно-Алтайске в 1999 г., его владельцы – физлица. Прямой связи между этой компанией и МСПЦ «Ведомостям» найти не удалось – только косвенную: в контрактах с «Реал плюс» (копии есть у «Ведомостей») «Норден дом» просит отгрузить продукцию на склад МСПЦ.

Все три менеджера – Асманов, Поликарпов и Прорубщиков – дружно отрицают аффилированность МСПЦ, «Пром-снаба» и «Норден дома». Их версия такая: после смены в 2007 г. руководства «Почты» позиции МСПЦ пошатнулись и оттуда в «Пром-снаб» ушли многие сотрудники, в том числе Асманов – организовывать новый бизнес по поставкам расходных материалов. А когда после новой смены руководства «Почты» в 2009 г. ситуация стабилизировалась, Асманов вернулся в МСПЦ. И сейчас он не имеет к «Пром-снабу» никакого отношения. А к «Норден дому» МСПЦ и не имел никакого отношения. Кто бенефициары «Пром-снаба» и «Норден дома», менеджеры не знают.

Гендиректор «Почты России» Александр Киселев говорит, что его компании ничего не известно о какой-либо взаимосвязи между МСПЦ, «Пром-снабом» и «Норден домом». «Почта», по его словам, «лишь располагает предоставленными ей в рамках конкурсной документации материалами, а с вопросами по поводу управления логичнее обращаться в сами компании».

«Теоретически во взаимосвязи участников торгов нет ничего противозаконного – такие приемы используются в конкурсной практике достаточно часто, – рассуждает топ-менеджер «Почты России». – К тому же речь идет о конкурсах на столь незначительные по меркам «Почты» суммы, что руководство предприятия никогда подробно не изучало, кто в них побеждает. Оно отслеживает сделки от 0,5 млн руб. и выше. Менее масштабные сделки контролируют профильные дирекции».

Еще два товарища

Доминирование «большой тройки» на аукционах приводит к тому, что «Почта» переплачивает за расходные материалы, утверждает Натович из «Реал плюс». Ему удалось узнать в одном из региональных управлений «Почты» цены, по которым оно закупает товары у МСПЦ, и он сравнил их с ценами своей фирмы. По некоторым позициям, по словам Натовича, превышение доходит до 71,3%. Например, бумажный шпагат у «Реал плюс» стоит 59,7 руб., а МСПЦ продает его «Почте» по 102,26 руб., сургуч при средней цене в 42,4 руб. стоит у МСПЦ 62,19 руб. «Я сделал анализ закупочных цен по семи наименованиям, поставленным в июле, октябре и ноябре 2009 г., выяснилось, что только по ним «Почта» переплатила 578 900 руб.», – утверждает Натович.

При этом основная прибыль, по информации Натовича, достается даже не МСПЦ. «Я связался с МСПЦ, – рассказывает он, – и мне предложили реализовать остатки продукции через ООО «Омела» и ООО «Аркада» по заниженным ценам. Аргументировали тем, что кроме «большой тройки» всем остальным доступ на рынок расходных материалов «Почты» закрыт. Выбора не было, я согласился. Заключил договоры с предложенными компаниями и отгрузил им всю продукцию. По договорам поставок местом отгрузки товара указывался склад МСПЦ» (копии договоров есть у «Ведомостей»).

По словам Натовича, ООО «Реал» продало курьер-пакеты «Омеле» по цене 6,7 руб. за штуку, а МСПЦ, по его информации, эти пакеты закупил через несколько посредников, включая «Омелу», за 15–16 руб. и продал «Почте России» за 18 руб.

У Асманова из МСПЦ другая интерпретация: «Это было их условие, компании «Реал плюс», чтобы мы закупали через «Омелу», «Аркаду» и т. п. Мы сейчас все это разорвали и по этим цепочкам не работаем». По данным ЕГРЮЛ, гендиректор и учредитель «Аркады» – Алексей Ровшанович Ковтун. Человек с такой же фамилией, именем и отчеством значится учредителем еще 69 фирм, а в СПАРК – руководителем 91 компании. Учредитель и гендиректор «Омелы» – Александр Панкевич. Связаться с Ковтуном «Ведомостям» не удалось, а Панкевич отказался от комментариев.

Киселев утверждает, что «Почта» не переплачивает, так как «заранее анализирует диапазон рыночных цен на нужные ей товары и услуги и, объявляя аукцион, устанавливает верхнюю границу цены». Почта, по оценке Диденко, экономит за счет электронных торгов минимум 20%. Цены на конкретные товары представители «Почты» обсуждать отказываются.

Добро пожаловаться

В декабре прошлого года «Реал плюс» и «Вирни м» пожаловались на «Почту» в ФАС, Генпрокуратуру и Счетную палату (копии письма есть у «Ведомостей»). В нем поставщики просят обратить внимание на ситуацию с поставками расходных материалов для «Почты России», которая сложилась после смены руководства компании: от аукционов отстраняют всех независимых поставщиков, оставляя только три, по информации авторов письма «явно тесно связанных между собой» фирмы. Служба получила обращение «Реал плюс» и готовится возбудить в отношении «Почты» административное дело, рассказал замруководителя управления ФАС Дмитрий Рутенберг. «Минкомсвязи поручило разобраться с ситуацией Федеральному агентству связи, и оно пришло к выводу, что это «коммерческий спор субъектов рынка», который надлежит решать в суде», – говорит сотрудник пресс-службы министерства. В Счетной палате и Генпрокуратуре еще не видели жалобу поставщиков. «Порой сотрудники «Почты России» допускают процессуальные ошибки при проведении торгов или компании предоставляют некорректную информацию о себе, – признает Киселев, – но, как только это выясняется, виновных наказывают. При этом ФАС, хотя и получала десятки жалоб от поставщиков, ни разу не признала «Почту России» нарушителем закона».

А 22 декабря 2009 г. «Реал плюс» подала иск в Арбитражный суд Москвы, потребовав признать недействительными результаты трех тендеров «Почты России», на которые она не была допущена под надуманными, как считает Натович, предлогами: за то, что в тексте банковской гарантии вместо слова «аукцион» стояло «конкурс»; за опоздание с подачей документов (это сотрудник «Почты» поставил неправильное время, утверждает Натович). Почта неоднократно выигрывала судебные дела, подобные нынешнему, и чувствует себя вполне уверенно, говорит Диденко.

Старые знакомые

Президент Дмитрий Медведев:

«Понятно, что объемы коррупции в этой сфере [госзакупок] просто огромны и в отличие от других ситуаций они практически не подсчитываются и не видны, но, судя по некоторым экспертным данным, эти объемы просто колоссальны». ИТАР-ТАСС, ноябрь 2009 г.