В ТНК-BP наступил мир

Один из самых громких корпоративных конфликтов последних лет действительно в прошлом, подтвердили совладелец ТНК-BP Михаил Фридман и глава BP Тони Хейворд.
М.Стулов

Один из самых громких корпоративных конфликтов последних лет - между совладельцами ТНК-BP - консорциумом ААР ("Альфа-групп", Access Industries и "Ренова") и BP - официально был завершен еще год назад. Начался он с иска к ТНК-BP загадочной фирмы "Тетлис", требовавшей расторгнуть договор найма с прикомандированными к российской нефтяной компании специалистами BP. Потом у иностранцев, включая бывшего главного исполнительного директора ТНК-BP Роберта Дадли, неожиданно начались проблемы с визами, а саму компанию принялись проверять различные контролирующие органы. Но все это в прошлом: теперь ТНК-BP - это "единая команда", прошлый год прошел в атмосфере "полного взаимопонимания" и стал "одним из самых успешных" в истории компании, заверил в пятницу журналистов нескольких специально приглашенных изданий совладелец ТНК-BP и основатель "Альфа-групп" Михаил Фридман. И в этом с ним согласился также присутствовавший на встрече глава BP Тони Хейворд.

Сохранять баланс интересов, когда ваши доли в компании распределены поровну, конечно, "не просто", признает Фридман: но вряд ли это соотношение изменится в ближайшее время. Планов менять щедрую дивидендную политику, при которой ТНК-BP отдает акционерам минимум 40% прибыли ($3,3 млрд в 2009 г.), тоже нет. Если только в будущем компания не найдет проект, достойный больших вложений, оговариваются акционеры.

В перспективах ТНК-BP они не сомневаются. "Компания может уверенно расти на несколько процентов в год", - говорит Хейворд, имея в виду добычу. И даже к неопределенности в отношении газового бизнеса они, похоже, уже привыкли. Новостей по Ковыктинскому месторождению, которое еще в 2007 г. ТНК-BP согласилась уступить "Газпрому", нет: концерн держит паузу, которая, возможно, объясняется падением спроса на газ, а значит, осложнением финансовой ситуации в “Газпроме”, рассуждает Фридман. Консультации с правительством на тему, кто и когда все-таки купит Ковыкту, которые прошли еще пару месяцев назад, ответа на этот вопрос пока тоже не дали. Зато риск отзыва лицензии на Ковыкту Фридман сейчас считает минимальным: зачем забирать, если ТНК-BP готова по себестоимости продать компанию “Газпрому” или любому другому покупателю, названному государством?

Долгосрочную стратегию ТНК-BP, воплощать которую с 2011 г. будет новый главный управляющий директор Максим Барский, акционеры ТНК-BP собираются обсудить в течение ближайших месяцев. Цифр они пока не называют. Барский верит, что ТНК-BP можно превратить в самую дорогую из частных нефтяных компаний в России, т. е. обойти "Лукойл", который сейчас стоит в полтора дороже. На самом деле цель в другом - сделать пусть не самую большую, но "лучшую" компанию с точки зрения "эффективности", "возврата на вложенный капитал", “корпоративного управления” и "прозрачности", перечисляют Хейворд и Фридман.

Барский сам сформирует для этого команду. У него будут полномочия принимать кадровые решения, в том числе и об отставке исполнительных директоров и одновременно совладельцев ТНК-BP Виктора Вексельберга и Германа Хана, говорит Фридман. И даже допускает, что после определенного “переходного периода” оба действительно покинут компанию. Впрочем, Герман Хан в недавнем интервью “Ведомостям” дал понять, что совсем отстраняться от управления ТНК-BP не собирается: “Пока я акционер этой компании, мне все равно придется влиять на ее работу. Это может быть не прямое участие в операционном бизнесе, а некое внешнее управление. Вряд ли кто-то из моих коллег лучше меня представляет этот актив на сегодняшний день”.