Бизнес
Бесплатный
Мария Соловиченко
Статья опубликована в № 2534 от 01.02.2010 под заголовком: Закон новый, правила старые

Розничные сети не заключают новых договоров с поставщиками

Сегодня вступил в силу закон «О торговле». Но потребители ничего не заметят. Ритейлеры и поставщики продолжают жить по старым правилам

С сегодняшнего дня ритейлерам запрещено брать со своих поставщиков любые бонусы, за исключением бонуса за объем поставок, но не более 10%. Этому требованию должны соответствовать все договоры поставок, заключаемые с сегодняшнего дня. Но закон позволяет ритейлерам работать по старым договорам до 1 августа. Опрошенные «Ведомостями» ритейлеры и поставщики заявляют, что все они пока продолжают работать по старым договорам.

«Торговые сети заняли выжидательную позицию. Они не предлагают нам подписать договоры нового образца и имеют на это право, – говорит Рустам Атахаджаев, руководитель ГК «Черемушки» (производитель кондитерской продукции). – Сейчас мы работаем по пролонгированным на несколько месяцев старым договорам».

Заместитель гендиректора по финансам и коммерческим вопросам «Седьмого континента» Наталия Слепенкова сообщила, что сеть сейчас не заключает контракты с новыми поставщиками. По ее словам, сроки действия ранее заключенных договоров истекают в конце 2010 г. и не требуют пролонгации. «Мы привели форму договоров в соответствие с законодательными требованиями и начнем подписную кампанию в начале апреля», – сказала она.

Пока по старым договорам поставки работают «Магнит» и Metro Cash & Carry. «У нас более 5000 поставщиков, и процесс перехода на новые договоры займет не один месяц», – говорит руководитель Metro Cash & Carry по корпоративным и внешним коммуникациям Оксана Токарева. «У нас есть полгода, чтобы разобраться с договорами и переписать их», – подтверждает крупнейший совладелец и гендиректор «Магнита» Сергей Галицкий.

Но даже после истечения переходного периода прописанные в законе требования к договорам поставок вряд ли заработают. Конечно, в договоры поставки на 2010 г. не войдут запрещенные бонусы – например, за место на полке, за листинг (вывод нового бренда), но ничто не мешает сетям включить эти премии в отдельные договоры об оказании услуг, считает крупный дистрибутор алкогольной продукции.

Совладелец крупного мясоперерабатывающего комбината говорит, что вместо бонусов сети требуют теперь соответствующую скидку. Единственный ощутимый плюс от закона – возможность относить на себестоимость дополнительные выплаты сетям, добавляет он. «Мы не будем придумывать новые формы, чтобы облечь в них старое содержание. Запрещенные законом бонусные платежи не будут взиматься с поставщиков ни в какой форме», – парирует главный исполнительный директор Х5 Retail Group Лев Хасис.

По его словам, все маркетинговые услуги будут оказываться только добровольно и расценки на такие услуги «будут публичными». Но он подтверждает, что компенсировать утраты бонусов Х5 будет за счет дополнительной скидки от закупочной цены. По такому же принципу будет работать и «Магнит», говорит Галицкий.

Закон устанавливает жесткие нормы по оплате товаров сетями: за скоропортящиеся – 10 дней, со сроком хранения 30 дней – 30 дней, остальные – не более 45 дней. Но юрист крупной компании – поставщика рыбных консервов уверен: сети найдут способ обойти эту норму. Они уже начинают цепляться к мелочам в оформлении документации: «В этой накладной не там запятая, в той – не там точка». Фактически оплата осуществляется не с момента поставки, а после того, как переписаны документы. Таким образом, сети сдвигают сроки оплаты на 10–15 дней, говорит собеседник «Ведомостей».

Также закон «О торговле» предписывает поставщикам и сетям публиковать существенные условия договоров о поставке продовольственных товаров. Совладелец продуктовых сетей «Гастрономчикъ» и «Продэко» Дмитрий Потапенко сказал, что к таковым могут относиться объем поставок, цена и срок оплаты. Но поскольку это прямо в законе не указано, то каждый волен трактовать это положение закона по-своему. «Норма слишком расплывчато сформулирована, чтобы как-то влиять на взаимоотношения поставщиков и ритейлеров и способствовать прозрачности или снижать дискриминацию между контрагентами», – говорит сотрудник «Ашана».

С сегодняшнего дня вступила в силу и часть антимонопольных ограничений. Те торговые сети, доли которых выше 25% объема реализации продукции в границах субъектов Федерации, теперь не могут открывать там новые магазины. Но в границах городских округов и муниципальных районов это ограничение начнет действовать с 1 июля. Сейчас ни одна сеть не получила высокой доли регионального рынка в границах субъектов, за исключением Санкт-Петербурга. Там Х5, по последним подсчетам ФАС, занимает около 31%. В границах городского округа или муниципального района ситуация иная – первый же супермаркет может превысить пороговое значение, заблокировав развитие сети. Однако и эта норма пока работать не будет. В январе ФАС представила формулу расчета доли торговых сетей в границах муниципальных округов. Но для ее применения нужны данные Росстата, который, в свою очередь, таковыми не обладает.

Пока никто не прокомментировал этот материал. Вы можете стать первым и начать дискуссию.
Комментировать
Читать ещё
Preloader more